Нехватка топлива на волгоградских заправках — проблема периодическая и в определённой степени сезонная. Но в этом году она приобрела более серьёзные масштабы, чем обычно. В конце августа автомобилисты столкнулись с дефицитом топлива на ряде АЗС города. Спустя несколько дней ситуация стабилизировалась, но неокончательно и ненадолго.
А к середине сентября вновь участились случаи, когда на той или иной заправке вообще нет дизельного топлива или отдельных марок бензина. А волгоградские нефтяники уверяют, что нехватка дизельного топлива может быть связана с возросшим спросом водителей транзитного транспорта, следующего через Волгоград. Дальнобойщики активно заправляются на наших заправках из-за проблем в соседних регионах, что в конечном счёте приводит к дефициту топлива. При этом в ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» нашему изданию рассказали, что для стабилизации ситуации было решено нарастить на 30% отгрузки с Волгоградской нефтебазы на заправки.
— На текущую ситуацию повлияло сразу несколько факторов, — объясняет главный редактор журнала «Нефть и капитал» Владимир Бобылев. — Это и ремонт на ряде нефтеперерабатывающих заводах, и резкий рост спроса, и снижение выплат нефтяникам по механизму демпфера. При этом резкий рост спроса наступает каждый год, и почему к этой ситуации не подготовились — вопрос. Планово-предупредительные ремонты на НПЗ тоже плановая история, они согласовываются с Минэнерго, и почему в министерстве утверждают графики, которые приходятся на пиковые сезоны спроса, тоже непонятно.
Есть и другие нюансы, так или иначе повлиявшие на сложившуюся ситуацию с топливом. Несмотря на санкции, российское топливо активно поставляется за рубеж. С одной стороны это хорошо, потому что даёт дополнительные вливания в бюджет. Но с другой — оголяется внутренний рынок.
Ещё один момент связан с тем, что вместо зарубежных направлений отдыха россияне стали чаще ездить по стране, и этот фактор спроса почему-то тоже не был учтён. Плюс накладываются сложности с железнодорожными перевозками.
— Подобная ситуация, но с меньшим количеством факторов, была в 2018–2019 годах, и тогда придумали механизм демпфера как компенсацию нефтяникам, — напоминает Владимир Бобылев. — А с 1 сентября эти выплаты урезали в 2 раза, таким образом лишив нефтяников стимула напрягаться и упираться рогом по поводу внутреннего рынка.
Эксперты полагают, что дефицит топлива сойдёт на нет до конца сентября. В дальнейшем, конечно, возможны единичные случаи на отдельных АЗС, но проблемой для автомобилистов это уже не станет. А вот цены на топливо, по мнению аналитиков, будут и дальше потихоньку расти.