Posted 23 августа 2023,, 13:02

Published 23 августа 2023,, 13:02

Modified 26 августа 2023,, 00:01

Updated 26 августа 2023,, 00:01

Чему научит единый учебник истории волгоградских школьников

Чему научит единый учебник истории волгоградских школьников

23 августа 2023, 13:02
Фото: novostivolgograda.ru
В Волгограде, как и по всей России, старшеклассники уже с 1 сентября начнут обучение по новому единому учебнику истории. Эксперты по разному оценивают нововведение.

С 1 сентября в российских школах начнется внедрение единого учебника истории для 10-11 классов. К 2024/2025 году этот процесс должен охватить уже 5-9 классы.

Дискуссия о необходимости обучения школьников по единому учебному пособию ведется уже не первый год. Впервые с предложением переформатировать учебники под один историко-культурный стандарт выступил Владимир Путин еще в 2013, но лишь спустя 10 лет инициатива президента обрела материальное воплощение.

Все эти годы научное сообщество было условно поделено на два лагеря: одни эксперты выступали против единого учебника, другие — категорично «за». Первые настаивают, что единое учебное пособие упростит многомерную природу истории, которая заключается в том, что каждый исторический факт осмысляется с разных позиций и может иметь разные оценки. Эта особенность, считают противники инициативы, помогает формировать «подвижное», свободное сознание гражданина.

В то же время единый для всех учебник, наоборот, унифицирует сознание, подает исторические события лишь с одного-двух ракурсов. Этому способствует избирательное расставление акцентов: возвеличивание одного и преуменьшение или умалчивание другого. В этом случае, уверены критики, история превращается в идеологическую доктрину, формирующую у школьников «правильное» мнение. В конце концов, отмечают эксперты, далеко не все полезут изучать вопрос глубже, узнавать альтернативные нарративы.

Не до конца ясны и критерии «объективности» истории, ведь одно и то же историческое событие можно рассмотреть со стороны экономических, политических, социальных колебаний — и все они в той или иной степени будут верны. Вопрос лишь в том, с какой позиции подать и какие акценты расставить, чтобы сформировать перед читателями то или иное представление о произошедшем.

Поддерживающие инициативу эксперты обосновывают свое мнение необходимостью навести порядок в излишне «разношерстной» школьной литературе, что на протяжении многих лет порождало хаос в умах подростков. Влияние Запада сказывалось и на старых учебниках, отмечают сторонники: разные издания спонсировались из разных источников, в том числе иностранных, что автоматически «закладывало» в содержание текстов выгодную заказчику точку зрения на те или иные события.

Кроме того, сторонники единого учебника отмечают, что в нынешних агрессивных по отношению к России геополитических условиях особенно требуется пересмотр некоторых исторических явлений, изменение стиля повествования, добавление новых разделов.

Например, отмечается, что новый учебник всемирной истории отошел от «европоцентричности» и содержит главы, посвященные Латинской Америке, Китаю, Индии и Японии, что расширяет горизонты познания школьников. Особое внимание в нем уделено и событиям новейшей истории, в частности Евромайдану и спецоперации на Украине.

Депутат Волгоградской областной Думы, доктор исторических наук и профессор Алексей Буров относит себя к сторонникам концепции единого учебного пособия по истории. Алексей Никитович отмечает, что задача общенационального учебника — в первую очередь дать базовые знания, изложить целостную картину отечественной истории.

— Я считаю, что учебник для школы должен быть един, построен на единой концепции развития исторического процесса. В противном случае будут возникать другие трактовки, не всегда соотносящиеся с исторической действительностью. Вы же знаете, у нас много желающих проникнуть в историю, в том числе со стороны зарубежных специалистов. Но у них другое видение развития России, они отражают свою позицию, свое представление, — отметил Алексей Буров.

Профессор уверен, что единый учебник не убьет дискуссию в исторических кругах, так как рассчитан на подростков. Альтернативные точки зрения, другие мнения и теории, считает Буров, следует изучать после получения базовых знаний, коренных представлений об истории страны.

— Прежде всего нужно получить базовое образование, потом уже вступать в дискуссии. Если ты хочешь углублять свои знания, изучать другие концепции развития истории — пожалуйста! У нас в вузах студентам рассказывают совершенно разные, иной раз полярные точки зрения. Когда у тебя уже сформированы базовые знания, когда ты уже знаешь историю родной страны, тогда проще ориентироваться в этом информационном потоке, отделять верное от неверного, — подчеркнул Алексей Буров.

Чтобы вкусить первые плоды нововведения должен пройти ни один год. А пока остается лишь наблюдать и надеяться, что единый учебник истории не отдалил, но приблизил нас к «исторической правде».

Ранее «НовостиВолгограда.ру» писали, что в этом году сборы ребенка в школу подорожали на 11%. По итогам опросов в среднем волгоградцы тратили на подготовку к учебному году 11,3 тысячи рублей.

"