Posted 28 июля 2023,, 13:00

Published 28 июля 2023,, 13:00

Modified 28 июля 2023,, 13:02

Updated 28 июля 2023,, 13:02

Как будет меняться трамвайная сеть в Волгограде

Как будет меняться трамвайная сеть в Волгограде

28 июля 2023, 13:00
Фото: Антон Засимов / novostivolgograda.ru
В модернизацию трамвайной сети Волгограда вложат 12 млрд рублей. Как изменится электротранспорт в городе-герое и что будет сделано в ближайшие годы — в материале издания «НовостиВолгограда.ру».

Историческая роль трамваев в Волгограде

Трамваи в Волгограде давно стали легендарным видом транспорта. Они охватывают 7 районов города, а линия скоростного трамвая растянулась на 17 км вдоль Первой Продольной магистрали. В апреле 2023 года трамвай Царицына-Сталинграда-Волгограда отметил 110-летие. И всё это время востребованность этого вида транспорта остаётся очень высокой. В 60-е годы ХХ века трамваи перевозили более 100 млн пассажиров ежегодно. А в 1984 году в Волгограде появился новый вид транспорта — скоростной трамвай.

— В настоящее время в Волгограде сохранены все 13 трамвайных маршрутов, — рассказывает куратор экспозиции по истории городского электрического транспорта Царицына-Сталинграда-Волгограда Надежда Бутримова. — Трамвай по-прежнему является востребованным, потому что это надёжный, доступный, безопасный вид общественного транспорта. Волгоградская линия скоростного трамвая — единственная линия в России, имеющая подземную часть, которая проходит через центр города. Трамваи перевозят пассажиров по подземному участку — от станции «Площадь Ленина» до станции «Ельшанка» — за 15 минут. Востребованность трамвая подтверждается цифрами пассажиропотока. В 2021 году трамваями Волгограда было перевезено 23 млн пассажиров, а в 2022 году — более 26 млн.

Принципиально новый взгляд на электротранспорт

В ближайшие годы при поддержке ВЭБ.РФ в Волгограде существенно обновится трамвайная сеть, что поднимет транспортную инфраструктуру в городе на качественно иной уровень. В рамках проекта по модернизации трамвайной сети для Волгограда приобретут не менее 62 новых трамваев, в том числе 12 будут трёхсекционными. Согласно проекту, планируется восстановить и построить в общей сложности более 34 км трамвайных путей, реконструировать троллейбусно-трамвайного депо, обновить 6 станций скоростного трамвая, 11 тяговых подстанций и 9 тоннелей.

Общая стоимость проекта, который является частью федеральной программы по модернизации городского электротранспорта, — 12 млрд рублей. Эта программа охватывает 10 российских городов, в том числе Волгоград. Помимо замены железнодорожных путей и обновления трамвайного парка, по проекту предусмотрено внедрение специальной цифровой платформы, которая будет обеспечивать управление Обслуживать работу платформы поручат единому оператору.

По словам председателя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова, трамвай всегда занимал особое место в транспортной системе Волгограда. В годы Великой Отечественной войны трамвайное движение восстановили к концу 1943 года. «В 80-ю годовщину победы в Сталинградской битве мы начинаем реализацию масштабного проекта, который позволит обеспечить жителей Волгограда комфортной и безопасной транспортной услугой», — подчеркнул Шувалов.

Проектный офис ВЭБ.РФ, с одной стороны, выступает в качестве координатора программы, а с другой является финансовым партнёром. Среди источников финансирования — средства Фонда национального благосостояния, федеральная субсидия по поддержке капитальных затрат концессионера, кредит по льготной ставке и т. п.

С учётом того что трамвайный парк в Волгограде сильно устарел (особенно если говорить о классическом, а не скоростном его виде), его обновление как минимум повысит комфорт и безопасность для пассажиров, а также улучшит облик Волгограда — сейчас на фоне устаревших чехословацких трамваев Tatra T3 жёлто-красного цвета город выглядит несовременно.

Забота об окружающей среде и отсутствие пробок

Ещё один важный момент в модернизации трамвайной инфраструктуры Волгограда — снижение уровня загрязнений атмосферы. С точки зрения экологичности общественного транспорта тенденция распространения трамваев, троллейбусов и электробусов стала новым вектором развития.

Кроме того, трамваи выигрывают на фоне автобусов и троллейбусов благодаря отдельным путям, что положительно сказывается на их скорости, в том числе за счёт независимости от пробок. Это особенно справедливо в отношении метротрама, который спасает волгоградцев в час пик.

— Новые трамваи имеют целый ряд преимуществ, — объясняет заместитель главы департамента городского хозяйства администрации Волгограда Сергей Комлев. — Это увеличение скорости транспорта и, как следствие, уменьшение времени в пути, повышение комфорта для пассажиров, а также снижение шума. Кроме того, в рамках модернизации ожидаются и технологичные новшества. В частности, будут установлены улучшенные системы мониторинга в салоне, которые обеспечат соблюдение безопасности и позволят отслеживать пассажиропоток и собирать статистику по различным параметрам.

С 20 мая в Волгограде уже стартовала реализация проекта по модернизации трамвайной инфраструктуры города в рамках концессионного соглашения между администрациями города, области и АО «ЭлектроТранспорт Плюс». На первом этапе был обновлён участок линии скоростного трамвая между станциями «Завод „Баррикады“ и „Гимназия №14“. Там полностью заменили рельсошпальную решётку, включая песчаное основание, установили резинокордовые настилы.

А с 26 июня начались работы по обновлению трамвайных путей от «Улицы 39-я Гвардейской» до «Завода „Баррикады“. Обновление затронет и остановочные павильоны. Завершить этот этап планируется к началу осени. При этом ранее работ подобного масштаба на инфраструктуре скоростного трамвая в Волгограде не было — с 1984 года, когда была открыта первая очередь, комплексного ремонта не было ни разу.

Модернизация трамваев позволит волгоградцам по-новому взглянуть не только на этот вид электротранспорта, но и в целом по-другому посмотреть на общественный транспорт Волгограда. В течение нескольких лет он преобразится на глазах у горожан и станет комфортнее, быстрее и визуально привлекательнее.

"