Posted 24 июля 2023,, 13:30

Published 24 июля 2023,, 13:30

Modified 31 июля 2023,, 00:01

Updated 31 июля 2023,, 00:01

Чем смог порадовать и удивить Нижний Новгород волгоградцев

Русский Детройт с Кремлем: как мы отдохнули в Нижнем Новгороде в дождь и холод

24 июля 2023, 13:30
Фото: novostivolgograda.ru
Чем смог порадовать и удивить Нижний Новгород волгоградцев
Нижний Новгород — столица закатов и молодежи, родина Кузьмы Минина и Максима Горького, некогда «карман России» и «Русский Детройт». С недавних пор Нижний стал заметным туристическим направлением. Корреспондент «НовостиВолгограда.ру» делится впечатлениями о путешествии в крупнейший город Поволжья.

К планированию летнего отпуска мы вместе с молодым человеком приступили еще в прошлом году, сразу после возвращения из Дербента. В этот раз мы выбирали преимущественно между Петербургом, Казанью и Нижним Новгородом. Именно на последний вариант в итоге и пал наш выбор. Причины здесь сугубо субъективные — хотелось увидеть побольше старорусской архитектуры, посетить храмовые комплексы, насладиться деревянным зодчеством, да и в целом открыть для себя это, пока еще не набившее оскомину, направление.

К своему 800-летию, праздновавшемуся в 2021 году, город сильно преобразился. Нижний благоустраивали целыми улицами, кварталами и склонами, построили новые точки притяжения туристов, места для отдыха гостей и горожан, появились даже новые достопримечательности (та же канатная дорога через Волгу), а старые были отреставрированы.

В итоге город всего за несколько лет «причесали», выработали для него узнаваемый бренд, создали привлекательный образ молодежного центра России и столицы закатов (что во многом обеспечено весьма живописным нижегородским ландшафтом). В общем, посмотреть здесь было на что, поэтому на изучение Нижнего — его центра и окраин — мы заложили 8 полных дней.

Сборы

За 1,5 месяца до поездки мы приобрели билеты на поезд, так как заблаговременная покупка гарантирует наличие удобных мест в вагоне. Правда, уже тогда свободные места (не на «боковушках» у туалета) можно было пересчитать по пальцам одной руки. Сейчас прямых авиарейсов из Волгограда до Нижнего Новгорода нет, а лететь с пересадкой в Москве не очень хотелось.

Да и ценовой фактор играл немаловажную роль в выборе транспорта: авиабилет в одну сторону стоил порядка 8 тысяч рублей без багажа, в то время как поездка на поезде обошлась всего в 9 тысяч рублей за человека с обратным билетом. Правда, наземное передвижение добавило еще 3 дня к нашему путешествию. Тут уже у кого какие приоритеты, финансовые и временные возможности.

Где-то за две недели до отъезда мы забронировали жилье. На самом деле, вопросом проживания стоило также заняться как можно раньше, потому что найти что-либо приличное не слишком далеко от центра на наши даты и по приемлемой цене, оказалось тем еще квестом.

В отличие от той же Москвы в Нижнем Новгороде хостелов и отелей куда меньше, следовательно уже и ценовой диапазон. В итоге мы решили снять квартиру и здесь совершили вторую оплошность.

Поиском квартиры мы занялись на специализированных сервисах, что гораздо удобнее и надежнее. И хотя мы были ограничены в выборе, найти подходящую квартиру в 15 минутах езды от центра нам удалось.

По телефону хозяин заверил нас, что даты свободны, и попросил внести залог в обход сайта, чтобы не платить процент сервису. Отзывов о собственнике было предостаточно, поэтому мы решили рискнуть. И все было замечательно ровно до того момента, пока нам за два дня до отъезда не сообщили, что в нашу квартиру уже заселилась пара. Ошибка произошла из-за невнимательности менеджера, который не отметил «бронь» на сайте, из-за чего квартира была отмечена как свободная в наши даты.

К счастью, внесенный залог нам вернули, но к тому моменту свободных квартир по приемлемой цене буквально не осталось. Цены на доступные варианты начинались от 40 тысяч за 8 дней. Но с горем пополам нам удалось найти жилье в Ленинском районе в 40 минутах езды от центра. В этот раз бронированием занимались уже на сайте, чтобы избежать возможных неприятных последствий. Ремонт в квартире оставлял желать лучшего, зато рядом с метро и за божеские 15 тысяч рублей (что дешево для Нижнего Новгорода в летний сезон).

Первые впечатления от города

Первые впечатления — «это, конечно, не Волгоград». За 8 дней мы побывали и в центре, и на окраинах города, в частности в Сормовсквом и Автозаводском районах. Центр Нижнего — аккуратный и богатый. Всюду гранитная плитка, бьющие фонтаны, отреставрированные резные особняки и симпатичные современные сооружения.

Отмечу также поразительное количество благоустроенных скверов и парков, ресторанов и магазинов, хороших детских игровых городков. Во время наших прогулок неоднократно натыкались на площадки для прогулок с собаками, что для Волгограда вовсе нонсенс. Приятно удивили и такие, казалось бы, мелочи, как наличие в центральных парках бесплатных мешочков для уборки за питомцами, работающие ливневки, благодаря которым, несмотря на ливни, мы могли вполне спокойно передвигаться по улицам. Здесь Волгограду есть чему поучиться.

За время нашего путешествия мы успели побывать и на окраинах города — в Автозаводском районе, где расположено производство легендарного «ГАЗ», и в Сормовском районе, где по сей день работает судостроительный завод «Красное Сормово». Окраины, как в целом и весь город, чистые, а на улицах нет стай безнадзорных собак. Почти везде есть хорошие тротуары и освещение. По качеству жизни — эдакий наш Ворошиловский район, что, конечно, заставляет завидовать нижегородцам.

А вот что разочаровало по сравнению с Волгоградом, так это общественный транспорт. С одной стороны, в Волгограде он далек от идеала, с другой же — все еще опережает столь, казалось бы, развитый Нижний Новгород. Ржавые «пазики» серьезно диссонируют с богатым окружением, к тому же ходят не так часто и в основном переполненные. Как мы поняли, они здесь заменяют маршрутки.

Привычных нам низкопольных автобусов, к сожалению, было заметно меньше, даже в том же центре. Да и те почти все без кондиционеров.

Но больше всех неприятно удивили здешние трамваи. Их в Нижнем много, причем самых разных. После катания на советских «раритетах» привычная волгоградская «Tatra T3» (производство ЧССР) покажется «лексусом» в мире трамваев.

Такое впечатление сложилось после поездки во время дождя в Автозаводском районе. Облезшие интерьеры трамвайного вагона не сильно смутили, чего нельзя сказать о мокрых сиденьях из-за протекающего салона.

Но было бы нечестно не отметить, что состояние трамвайных путей здесь все же лучше, чем в родном городе-герое, а трамвайная сеть здесь куда более разветвленная.

«Must-see» в Нижнем: достопримечательности

Нижний Новгород приятно порадовал нас наличием большого количества музеев, исторических и прочих достопримечательностей. Далеко не каждый город может похвастаться таким обилием развлечений для туристов: все наши 8 дней были расписаны чуть ли не по часам.

В первую очередь мы познакомились с основными символами города — Кремлем, улицами Покровской и Рождественской, заповедными кварталами с исторической деревянной застройкой, Чкаловской лестницей и набережной. Конечно же мы посетили легендарную «стрелку», где немногим больше столетия назад располагалась главная ярмарка Российской империи.

Так как хотелось не просто созерцать, но еще и преисполниться знаниями о городе и его истории, мы заказали заранее на специальном сайте пару экскурсий и остались ими более, чем довольны. Фоновые знания придают ценности всей той красоте вокруг, так как приходит понимание исторической значимости того или иного здания или места.

Самым тяжелым приключением оказалась прогулка по стенам Кремля. За 500 рублей можно приобрести билет на круговую прогулку вдоль стен с посещением музейных экспозиций внутри башен. Перепады высот здесь достигают 80 метров, и чтобы пройти эти 2 километра предстоит преодолеть десятки лестниц, что, как оказалось, весьма непросто для неподготовленного туриста.

Посетили мы и многочисленные музеи, в числе которых государственный художественный музей, усадьба Рукавишниковых (там расположен исторический музей), квартира Максима Горького, музей деревянного зодчества «Щелоковский хутор», музей истории «ГАЗ». Покатались и на канатке через Волгу, которая соединяет Нижний с городом-спутником Бором на противоположном берегу. Ради сего удовольствия пришлось отдать 200 рублей и простоять час в огромной очереди. Стоит ли это того? Спорный вопрос.

Увидеть город с воды у нас так и не получилось. В первый день выяснилось, что билетов на «Экоход» (прогулочный электрокатамаран) на вечер того же дня не было. Когда же мы пришли с билетами на пристань на следующий день нам сообщили, что судно внезапно сломалось и отправили в кассу для оформления возврата.

С «лучшими в России закатами» нам тоже не повезло: солнце было лишь в первый день нашего приезда. Большую часть путешествия в городе было холодно (+13 °C) и шел дождь. Наши планы посетить местный пляж, естественно, провалились. Более того, из-за нашей непредусмотрительности пришлось на месте докупать зонтики, дождевики и теплую одежду. Наш опыт показал, что при путешествии в центральную Россию всегда необходим запас теплых вещей и, желательно, зонтов. Ну и всецело доверять прогнозу погоды в таких вопросах не стоит.

Пару дней мы посвятили изучению советского прошлого Нижнего Новгорода и прогулялись с экскурсоводом по Автозаводскому району, образованному вокруг первого в СССР автомобильного завода «ГАЗ». Прошлись по улицам Сормовского района, где полюбовались оригинальным памятником Ленину, увидели баррикады времен первой русской революции и проходные судостроительного завода «Красное Сормово».

Сколько мы потратили и как экономили

8-дневная поездка в Нижний Новгород обошлась на человека примерно в 28 тысяч рублей. В эту стоимость вошли траты на питание в кафе и ресторанах, покупка всяких мелочей в сувенирных магазинах и прочие сиюминутные «радости».

Билеты на поезд из Волгограда обошлись почти в 9 тысяч рублей (купе + плацкарт). Около 4 750 рублей у меня ушло на покупку входных билетов в музеи и две экскурсии.

Аренда однокомнатной квартиры в Ленинском районе рядом с метро обошлась в 15 тысяч рублей, каждый заплатил всего лишь по 7,5 тысяч. В данном случае — это скорее удача, и при поездке в Нижний Новгород в летний сезон нужно быть готовым к ценам от 20 тысяч за неделю.

На проезде мы сэкономили благодаря покупке транспортной карты «Ситикард». За 7 дней безлимитного «катания» на всех основных городских видах транспорта мы заплатили 750 рублей. Для сравнения, в последний день, когда действие карты истекло, мы «изъездили» 250 рублей. Выгода очевидна.

На питании экономить оказалось довольно просто: мы старались чередовать рестораны с недорогими кафе. Впрочем, и в ресторанах, как выяснилось, можно спокойно поесть на те же 400 рублей, как и в условном «Вкусно и точка». В некоторых заведениях существует так называемое «ланч-меню», где можно собрать недорогой, но сытный обед из двух блюд и напитка.

Сказать, что мы намеренно экономили или, наоборот, жили на широкую ногу — не могу. Скорее, тратили по необходимости, но при этом не сильно себя финансово ограничивали. Можно ли потратить еще меньше? Безусловно. Но такой цели перед нами не стояло.

В завершении отмечу, что Нижний Новгород — прекрасный город с богатым наследием, который обязательно стоит посетить хотя бы раз в жизни, слишком уж велика его значимость в истории России. Здесь развитая инфраструктура и множество достопримечательностей, поэтому на изучение города стоит смело закладывать не меньше недели. Наше путешествие не смог испортить ни холод, ни ливень — настолько много положительных впечатлений и воспоминаний оставил нам Нижний.

"