Posted 13 июля 2023, 14:07
Published 13 июля 2023, 14:07
Modified 13 июля 2023, 14:09
Updated 13 июля 2023, 14:09
Утвержденный депутатами Госдумы новый федеральный закон направлен на противодействие телефонным мошенникам, которые обманом и шантажом заставляют граждан переводить им все свои сбережения. Согласно принятым нововведениям, за перевод денег без согласия клиента ответственность должен нести банк. Он же возвращает ему средства.
Однако эксперты считают, что все равно не даст абсолютной безопасности, но осложнит работу банков и скажется на кошельке людей, пишут «Новые Известия».
Аферисты придумывают все новые мошеннические схемы, используют методы социальной инженерии. Им важно получить пароли, коды, данные банковских карт, заставить загрузить вредоносную программу, оформить кредит и направить деньги на якобы «безопасный» счет. На такие «разводы» ведутся не только обычные граждане. В 2022 году мошенники получили доступ к банковским счетам подполковника КГБ в отставке и экс-замглавы аппарата Госдумы Юрия Безверхова и вывели 44,3 млн рублей. Как может понять банк, что это не добровольный перевод средств.
— Банк не вездесущ: он не прослушивает телефонные переговоры, не читает в реальном времени переписок своих клиентов с предполагаемыми мошенниками, поэтому на первый план выходит вопрос — «Как?». Как банки должны решать столь нетривиальную задачу? — спрашивает Олег Матюнин, управляющий партнер Адвокатского бюро г. Москвы «Матюнины и Партнеры» и руководитель Общественной приемной уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Москве по вопросам нарушений и преступлений в сфере экономической деятельности.
Возвращать похищенные средства закон обязывает в течение 30 календарных дней. Но возмещение возможно, если банк переводил деньги на счет, который находится в «черном списке» Банка России, отмечет Ольга Дайнеко, эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России.
— Предусмотрен двухдневный «период охлаждения», в течение которого банк не станет переводить деньги подозрительному получателю и уведомит клиента. Два дня — срок для того, чтобы здравомыслие победило, а перевод мог быть отменен. Однако, если человек спустя это время будет настаивать на переводе, банк уже не будет нести ответственность за потерянные деньги, — говорит эксперт.
С новым законом у банков появятся дополнительные обязанности. Вряд ли они станут усложнять процедуры и возвращать деньги граждан за свой счет, считает Александр Петровский, заместитель начальника Управления информационной безопасности ББР Банка.
— Банки могут выполнить новые требования. Но «за дополнительную плату», которую логично будет компенсировать за счет клиента. Альтернативных способов обеспечения безопасности регулятор (Центробанк — прим. ред.), насколько известно, пока не предлагает, — говорит Петровский.
Гражданам придется раскошелится, независимо от того, как придется банкам проверять денежные переводы.
— Любая дополнительная проверка требует больше времени, соответственно, банкам надо будет расширять штат, чтобы сотрудники успевали обрабатывать платежи в соответствии с новыми правилами, — уверен исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ярослав Баджурак.
А по мнению финансового консультанта Руслана Захаркина, безопасность средств граждан останется на прежнем уровне. Но в связи с дополнительной нагрузкой банки могут повысить размер комиссий за переводы.
Как передавали «НовостиВолгограда.ру», закон о дополнительной защите граждан от финансовых мошенников вступит в силу через год после официального опубликования. Тогда же банки и платежные системы получат право приостанавливать операции с признаками мошенничества между счетами физических лиц.