Возросшее число ДТП с самокатами в Волгограде, а особенно увеличение количества травмированных детей обозначило новую городскую проблему с безбашенными пользователями средств индивидуальной мобильности (СИМ). Как ее решать, городские власти пока не представляют, а правоохранителям едва ли не в ежедневном режиме остается только фиксировать факты аварий.
По словам общественника Алексея Ульянова, в Волгограде и других российских городах проблема с наступлением тепла серьезно обострилась. Электросамокаты волгоградцам предлагают сразу несколько прокатных фирм, и СИМ стало больше в разы.
Это сразу же сказалось на аварийности. Причем чаще других страдают маленькие дети, которые по природе своей подвижны, на тротуарах перемещаются более хаотично, чем взрослые и становятся препятствием на пути движения невнимательных самокатчиков.
— Самокаты двигаются более 10-15 километров в час — быстрее пешеходов. Во многих моментах даже такая скорость для пользователя самоката оказывается слишком большой, чтобы он успел сориентироваться, — отметил Алексей Ульянов.
Действенный подход — это еще большее ограничение скорости самокатчиков, считает общественник.
— У нас есть хороший пример законодательства по развлекательным машинкам — электромобилям, паровозикам, корабликам. У них законодательно ограничена скорость — 5 километров в час, если они двигаются по тротуару или торговому центру. Естественно, при такой скорости можно предпринять какие-то шаги и исправить ситуацию. Неудивительно, что эти паровозики никого не давят.
Алексей Ульянов приводит личный пример, когда самокатчик стал гоняться с его автомобилем на дороге.
— Буквально на днях на ул. Шекснинской впереди меня ехал самокатчик, причем двигался посреди дороги как полноценный участник дорожного движения и скорость у него была 50 километров в час. Это огромная скорость. И если он налетит на человека, учитывая вес самого самокатчика и железного самоката, случится беда.
Ситуация с пострадавшими 6-летней и 3-летней девочками показывают, что до свободного перемещения элеткросамокатов по городу в силу культуры вождения волгоградцы еще не доросли.
— Эти инциденты доказывают, что самокатчикам нужно ездить по специальным полосам, специализированным дорожкам, а властям нужно задуматься об их строительстве. Вот студент, 19 лет. Чем он думал? Он едет, видит детей впереди. Понятно, что ребёнок может куда угодно побежать. Но дитё находится на тротуаре, а не на дороге — гуляет с мамой и папой. И явно не родители виноваты, что самокатчик летит и не видит ничего по сторонам. Чего ему стоило просто спешиться?
Еще одна проблема — низкие навыки вождения самокатчиков.
— Без специализированного обучения, выполнения обязательных требований и доступа к самокатам только тех, кто умеет ими пользоваться, мне кажется, здесь уже не обойтись. Самокат стал каким-то реактивным транспортным средством, на котором удобно гонять. Где угодно гонять. Хочешь в торговый центр заехал, хочешь по пешеходным дорожкам, по детским головам летят оголтело.
Алексей Ульянов предрекает, что проблема будет только усугубляться, если власти на местах, в условиях не совсем эффективной работы ПДД, не возьмут ситуацию в свои руки.
Разбирая конкретный эпизод наезда на 3-летнюю девочку, наш собеседник еще раз подчеркнул, что вина самокатчика очевидна.
Эту же точку зрения подтвердили в полиции, указав конкретное нарушение.
— Если движение СИМ по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает пешеходов опасности или создает помехи для их движения — водитель должен спешиться или замедлиться до скорости движения пешеходов, — уточнили полицейские.
Автоинспекторы еще раз напомнили самокатчикам, что пешеход всегда имеет приоритет перед СИМ при совместном движении, поэтому на тротуарах скорость СИМ должна быть такой, чтобы успеть совершить маневр в случае изменения траектории движения пешехода.