Posted 13 июня 2023,, 10:32

Published 13 июня 2023,, 10:32

Modified 15 июня 2023,, 15:15

Updated 15 июня 2023,, 15:15

В поисках «штопора»: что делать с пробками в Волгограде

В поисках «штопора»: что делать с пробками в Волгограде

13 июня 2023, 10:32
Фото: novostivolgograda.ru/freepik.com
Для миллионного города пробки — обычное дело, особенно в час пик. Но бывают случаи, когда они образуются регулярно в одних и тех же местах. Можно ли с этим что-то сделать и как в Волгограде решить вечный «пробковый» вопрос?

Заторы на волгоградских дорогах появляются не только в утреннее и вечернее время, когда горожане едут на работу или обратно. Как и в других городах, причинами становятся самые обычные факторы — серьёзные ДТП, ремонт дороги и т. п. Но в час пик трафик на многих дорогах существенно возрастает. Мы решили обратить внимание на те участки дорог, где систематически возникают пробки, и попытаться определить возможные причины и пути решения проблемы в каждой конкретной ситуации.

Улица Кубинская

Эта дорога — одна из вечно алеющих на карте Волгограда. Улица Кубинская связывает Первую и Вторую Продольные в начале Краснооктябрьского района (если ехать из центра города). При выезде на обе магистрали часто скапливаются большие заторы. В случае с поворотом на Вторую Продольную (на улицу Лермонтова) мы имеем очень короткий интервал зелёного сигнала светофора (20 секунд), и колонна машин просто не успевает повернуть.

Красный свет в этом месте горит 69 секунд, причём секции с зелёной стрелки нет в принципе. Сама дорога двухполосная — по одной полосе в каждую сторону, но в месте поворота на Вторую Продольную машины умудряются встать в три полосы, две из которых — как раз для поворачивающих. Правда, из-за долгого красного сигнала и отсутствия зелёной стрелки это мало что решает — просто транспорт на выезде с улицы Кубинской стоит не в один, а в два ряда. Возможно, в этом месте стоило бы попробовать дополнительную секцию с зелёной стрелкой для поворота направо. Пространство для оборудования ещё одной полосы (именно для поворачивающих направо) тоже есть.

С другой стороны Кубинской, на площади Возрождения, тоже только одна полоса для поворота как налево, так и направо. Зелёный светофор здесь чуть дольше, но для скопившегося потока этого времени оказывается недостаточно. Проблему усугубляет и ещё один светофор, расположенный чуть раньше «по течению» — напротив учебного куорпуса ВИУ РАНХиГС. Он дополнительно тормозит поток, не позволяя пробке быстрее рассасываться. Есть мнение, что ещё более короткий интервал красного сигнала для водителей на этом светофоре мог бы частично улучшить ситуацию. Во всяком случае попробовать ничего не мешает.

Комментарий мэрии. Дорога по ул. Кубинской ранее была капитально отремонтирована муниципалитетом в рамках дорожного национального проекта. Двухполосная дорога является соединительным проездом между Первой и Второй продольными магистралями, её реконструкция (расширение) в настоящее время не планируется в связи со сложившейся жилой застройкой (преимущественно индивидуальным жилищным строительством).

Улицы Качинцев, Московская и проезд Дорожников

Многие дороги в Дзержинском районе, особенно в микрорайоне Семь ветров, где активно строятся новые многоэтажки, часто погружаются в пробки в утренние и вечерние часы. Чаще всего транспортный коллапс накрывает улицы Качинцев и Московскую, а также бульвар 30 лет Победы. Корень проблемы в данном случае на поверхности. Эти дороги не были рассчитаны на столь мощный транспортный поток, а улицы Покрышкина, Московскую и Качинцев автомобилисты несколько лет назад стали активно использовать как связующие Вторую Продольную с проспектом Жукова.

Однозначно улучшить ситуацию должно строительство широкополосной магистрали через улицы Гамзатова и Хорошева. Проект уже есть, но он оценивается в 220 млн рублей, что требует помощи на федеральном уровне. В ближайший год возведение этой дороги вряд ли начнётся, но работа в этом направлении ведётся.

С проездом Дорожников всё проще. Буквально пару лет назад там ещё были регулярные пробки, но с появлением кругового движения на пересечении с улицей Землячки они ушли в прошлое. В этом году, правда, снова вернулись — из-за ремонта путепровода №8 на Третьей Продольной. Как только с ним управятся, ситуация на проезде Дорожников должна измениться к лучшему.

Комментарий мэрии. Улица Качинцев в настоящее время является одной из основных транспортных артерий, по которой автомобильный транспорт из густонаселённого микрорайона Семь Ветров выезжает на проспект Жукова и далее на Вторую и Первую продольную магистрали. Разгрузить дорогу по ул. Качинцев поможет создание новых поперечных проездов, связывающих микрорайон Семь Ветров с проспектом — эта работа уже начата: в начале года была определена подрядная организация, стартовал подготовительный этап строительства нового участка дороги по улице Симонова, который свяжет уже существующую дорогу по ул. Симонова с проспектом Жукова. Все работы должны быть завершены осенью 2024 года.
Дорога по ул. Московской так же, как и ул. Качинцев, участвует в отводе транспортных потоков из микрорайона новостроек по ул. Покрышкина, Гамзатова, с территории крупного торгового центра. Существенно разгрузить дорогу поможет строительство новых автомобильных проездов по ул. Гамзатова (от пересечения с ул. Покрышкина до центра водных видов спорта на новом участке дороги по улице Хорошева), по ул. Космонавтов, 8-й Воздушной армии и других. Работа по строительству данных объектов находится в стадии проектирования. Ввод в эксплуатацию новых участков дорожной сети на территории Дзержинского района благоприятным образом скажется и на разгрузке проезда Дорожников.

Улицы Казахская и Кабардинская

Самые проблемные места в плане пробок в Советском районе — улицы Казахская и Кабардинская. Первая расположена возле Аграрного университета (бывшего СХИ), вторая — около ТЦ «Лента», что рядом с железнодорожным мостом над Второй Продольной. Трафик на Кабардинской стал резко увеличиваться в час пик после того, как выше Второй Продольной появились новые микрорайоны, достаточно густонаселённые. Запаса для расширения проезжей части там нет, поэтому наиболее реальным вариантом попытаться что-то исправить могли бы стать эксперименты с длительностью сигналов светофора.

С улицей Казахской всё сложнее. Поток сверху увеличивается в том числе за счёт большегрузов, едущих с ростовского направления. Часть из них, чтобы не стоять в пробке на Ардатовской в Ворошиловском районе, пробуют свернуть на Вторую Продольную тут, но по факту лишь меняют шило на мыло. Также трафика добавляют и жители ЖК «Комарово», которые ездят либо через вышеупомянутую Кабардинскую, либо через Казахскую, создавая пробки и там, и там.

Снизу от Второй Продольной улица Казахская тоже всегда стоит в пробках в пиковые часы. В этом месте скапливается большой поток транспорта, выезжающего с тоннеля на Тулака, т. е. это все те, кто едет из Центрального и Ворошиловского района по Первой Продольной, а затем вынуждены выруливать на Вторую Продольную. Светофор же на перекрёстке при выезде с ул. Казахской тоже сильно ограничивает поворачивающих — на красный свет приходится стоять ровно минуту, тогда как зелёный горит буквально 20 секунд. Попыток накинуть ещё хотя бы 10, насколько нам известно, не было. А пробки на Казахской тем временем, пожалуй, входят в тройку самых стабильных в Волгограде.

Комментарий мэрии. Улица Казахская, Кабардинская и примыкающая к ней Песчанокопская в настоящее время обеспечивают для жителей новостроек в ЖК Комарово, Ново-Комарово, Новый свет и других микрорайонов прямой выезд на Вторую продольную магистраль. В настоящее время рассматриваются различные варианты организации альтернативных путей для имеющихся транспортных потоков.

Улица Чистоозёрная и проспект Ленина

Ещё один пример влияния короткого зелёного светофора. При выезде с улицы Чистоозёрной на проспект Ленина он долгое время горел всего около 20 секунд, тогда как красный — дольше минуты. В обычном режиме транспортные потоки по проспекту несравнимы с редкими машинами, выезжающими с Чистоозёрной. Но всё резко меняется после 16:00 в будни, когда с работы начинают ехать рабочие завода «Красный Октябрь». Выехать на Первую Продольную становится крайне сложно — за один интервал зелёного сигнала светофора пробка продвигается только на 5-6 машин. За это время в её хвосте прибавляется как минимум столько же автомобилей.

Кажется, что решение проблемы лежит на поверхности — можно просто изменить режим работы светофора в те часы, когда трафик со стороны «Красного Октября» особенно высокий — например, с 16 до 18 часов. В это время длительность зелёного сигнала для выезжающих с Чистоозёрной можно было бы увеличить, к примеру, до 30 секунд и посмотреть, не будут ли из-за этого скапливаться пробки на проспекте Ленина. Таким образом методом проб и ошибок вполне реально найти то самое оптимальное сочетание.

Впрочем, недавно режим работы светофора на этом перекрёстке наконец-то скорректировали, но без привязки ко времени, на постоянной основе. Длительность красного сигнала светофора сократили со 120 до 99 секунд, а зелёного — наоборот, увеличили с 20 до 29. Частично это дало свои плоды, и пробки действительно стали поменьше. Но из-за большого потока со стороны улицы Чистоозёрной в предвечернее время заторы там всё равно случаются. Тем не менее, результат ощутим.

Комментарий мэрии. Улица Чистоозёрная, комплексно восстановленная муниципалитетом в предыдущие годы, обеспечивает вывод транспортных потоков с посёлков Металлургов, Нижние Баррикады через железнодорожное полотно на Первую продольную магистраль — одну из основных транспортных артерий города. Для этих же целей служит и автомобильный проезд в районе станции скоростного трамвая «Хлебозавод». Сложившаяся транспортная (в том числе железнодорожная) инфраструктура в этой части города не позволяет увеличить в ближайшей перспективе количество переездов через железнодорожные пути.

Улица Ардатовская

Эта улица в Ворошиловском районе является связующим звеном ростовской трассы со Второй Продольной. Практически весь транзитный транспорт, проходящий через город с этого направления, вынужденно выезжает именно по этой дороге. Есть ещё альтернативный путь через улицу Огородную (по ней обычно выезжают с Третьей Продольной на Вторую), но навигаторы в качестве основного показывают дальнобойщикам маршрут через Ардатовскую.

Проблему с пробками на этом участке должна решить объездная дорога в обход Волгограда. Пока же остаётся терпеть и мужаться. Что касается режима работы светофоров, то в этом участке настроить их оптимальнее едва ли возможно.

Комментарий мэрии. В значительной мере транспортные потоки, движущиеся по дороге по ул. Ардатовской в Ворошиловском районе, представлены транзитным большегрузным транспортом, следующим со стороны ростовской или московской трасс в направлении Элисты, Астрахани, Краснодара. С вводом в эксплуатацию объездной дороги весь транзит уйдёт с городских магистралей, что самым положительным образом скажется на уровне загруженности дорог Волгограда.

Улицы Коммунистическая и 7-я Гвардейская

В час пик регулярно образуется пробка на улице Коммунистической между ул. Пражской и ул. 7-й Гвардейской. Две полосы в одну сторону не вмещают всех желающих добраться домой с работы — во-первых, частично дорога сужается за счёт вереницы припаркованных машин, а во-вторых, сложностей добавляет плотное движение по 7-й Гвардейской, на которую как раз выезжают с ул. Коммунистической.

Интересно, что именно на этом участке улицы Коммунистической нет знаков, запрещающих остановку и стоянку. В итоге проезжая часть сужается, и это «бутылочное горлышко» превращается в уязвимый участок в вечернее время. Мы не призываем запретить парковку и там, просто констатируем факт — места для движения автомобилей из-за этого становится меньше. Снизить уровень пробок можно было бы опять же регулировкой светофора в пользу более длительного зелёного — но в таком случае на перпендикулярной улице 7-й Гвардейской пробки будут ещё жёстче.

— На мой взгляд, одним из основных факторов возникновения пробок является неправильное сочетание работы светофорных объектов с пропускной способностью конкретных улиц, — рассказывает председатель регионального отделения «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян. — Ещё одна причина связана с большим количеством припаркованных машин на многих улицах в центре города. Люди приезжают, оставляют свои автомобили и уходят по своим делам. В этом смысле обсуждающийся сейчас вопрос введения платных парковок может положительно повлиять на ситуацию. Я считаю это инициативу правильной, но делать это нужно грамотно, тщательно всё продумав.

Улица Хиросимы

В начале мая этого года изменился режим работы светофора на улице Хиросимы. Раньше при повороте на ул. Рокоссовского красный сигнал длился 80 секунд, а теперь его увеличили до 112. Из-за этого пробки на этом участке стали жёстче, чем раньше. Причём заторов на улице Рокоссовского на этом перекрёстке особо и не было никогда — зачем надо было менять длительность светофора, большинству автомобилистов непонятно.

К слову, совсем рядом есть как раз положительный пример, когда регулировка режима светофора оставила в прошлом дикие пробки. На улице Рокоссовского при движении в сторону Мамаева кургана скапливалась целая очередь из желающих повернуть налево, на улицу Качинцев. Зелёную стрелку для поворота налево продлили с 20 до 40 секунд, и теперь заторов на этом участке нет совсем.

Комментарий облкомитета информационных технологий. Режим светофорного объекта изменен в связи с обращением департамента городского хозяйства Волгограда, в котором они ссылаются на ремонт участка Третьей Продольной магистрали. Транспортные потоки частично перенаправлены через Вторую Продольную магистраль, в объезд ремонтируемого участка. В связи с этим была таким образом повышена пропускная способность Второй Продольной магистрали.

Улица Довженко

Жутчайшие пробки в Красноармейском районе стали таковыми относительно недавно — когда в начале весны был полностью закрыт на капитальный ремонт Марийский путепровод в заканальной части района. Транспортные потоки вынужденно перераспределились, и теперь огромные заторы каждый вечер (и не только) появляются на улице Довженко, а также на ул. Фадеева, Удмуртской, Генерала Романенко, Моцарта и Якуба Коласа.

В данном случае причины дорожных проблем слишком очевидны, поэтому нужно просто запастись терпением — как только мост на улице Марийской починят и откроют по нему движение, этих мучительных пробок для жителей Красноармейского района больше быть не должно.

Комментарий мэрии. Транспортные потоки, которые сегодня вынуждены пропускать через себя проспект Героев Сталинграда, улицы 40 лет ВЛКСМ, Фадеева и др., значительно сократятся с выводом транзита за пределы города. После введения в эксплуатацию объездной дороги, в состав которой входит и новый путепровод через ВДСК, станет возможным провести реконструкцию старого моста через канал. Всё это также будет способствовать повышению пропускной способности дорог в самом южном районе города.

Что ещё можно улучшить

Как подчеркнули в пресс-службе мэрии, на снижение транспортной загрузки в местах пересечения наиболее интенсивных транспортных потоков на территории города, направлено и строительство новых дорог, которым в настоящее время занимается муниципалитет при поддержке региональных и федеральных властей. Так, ведётся работа по дальнейшему строительству продолжения Нулевой продольной магистрали (в обе стороны), уже идёт строительство Первой Продольной магистрали на пересечении Советского и Кировского районов. В дальнейших планах властей — расширение улицы Латошинской до её пересечения со Второй Продольной магистралью.

— Городу необходимо смелее привлекать молодые умы, — считает председатель регионального отделения «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян. — У нас много умных ребят, которые готовы помочь городу в наведении порядка, чтобы в Волгограде хотелось жить, гулять и радоваться. Для этого было бы полезно создать некую группу, которая бы оценивала и анализировала причины конкретных пробок и предлагала варианты решения проблемы. И в этом плане нам нужно чуть-чуть ускориться, потому что проблемы наваливаются быстрее, чем мы их решаем.

Конечно, если в целом оценивать дорожную инфраструктуру в Волгограде в разрезе последних лет, трудно не заметить положительную динамику. Но в плане пробок в городе работы ещё непочатый край. Самые уязвимые места в этом смысле давно всем известны, главное — не делать вид, что в нынешнем виде всё оптимально, а пытаться искать пути и возможности, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

"