Posted 8 июня 2023,, 12:58

Published 8 июня 2023,, 12:58

Modified 13 июня 2023,, 04:31

Updated 13 июня 2023,, 04:31

Газеты оправдывали демонтаж: как снесли пилоны Вучетича и что теперь с ними делать

Газеты оправдывали демонтаж: как снесли пилоны Вучетича и что теперь с ними делать

8 июня 2023, 12:58
Фото: В. Бровко / Видовые открытки «Советский художник», 1968 год
Выброшенные на свалку в Волгограде пилоны в свое время посчитали недостаточно красивыми с точки зрения художественного исполнения, что отчасти и привело к печальному для них концу. Тем не менее, эксперты уверены, что изваяния Вучетича должны быть восстановлены и выставлены на всеобщее обозрение.

Обнаруженные накануне жителями Кировского района пилоны ранее стояли на Мамаевом кургане. 9-метровые архитектурные сооружения были установлены над Залом Воинской Славы и являлись композиционной частью мемориала с момента его открытия в 1967.

Через несколько десятилетий пилоны демонтировали. Однако когда именно это было сделано — неизвестно. По одной из версий, стелы снесли во время реконструкции подпорной стены Зала Воинской Славы после 2004 года. В музее-заповеднике «Сталинградская битва» объяснили, что бетонные блоки создавали избыточную нагрузку не только на плиту покрытия, но и на большую подпорную стену, что представляло угрозу конструкциям Зала.

— Я думаю, что их демонтировали при реконструкции Зала Воинской Славы, когда перекрытия меняли, гидроизоляцию. Вот, наверное, тогда их и убрали. Помню, в какой-то газете местной писали, что они не представляют никакого значения как произведения искусства и мешают проезду спецтехники, ремонтировавшей перекрытия, — рассказала корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» опытный экскурсовод Наталья.

По словам волгоградки, в начале двухтысячных в газетах объясняли демонтаж пилонов их ветхостью и невозможностью восстановления. Кроме того, изваяния Вучетича посчитали недостаточно ценными для сохранения.

— Писали, что пилоны пришли в ветхое состояние, и уже их невозможно было восстановить, а сам Вучетич якобы воткнул их наспех. Я не буду комментировать решения Вучетича, потому что в проект вносили правки все, кому не лень: и Хрущев, и многие другие лезли туда. Но я помню, что так это объясняли, — поделилась своими воспоминаниями Наталья.

Как выяснили сотрудники музея-заповедника «Сталинградская битва» стелы с барельефами в свое время не одобрил Минкульт РСФСР. В Протоколе заседания художественно-экспертного совета по монументальной скульптуре от 13 октября 1967 г. отмечено, что пилоны усложняют общую композицию памятника-монумента и решены на недостаточном художественно-техническом уровне.

Почти 20 лет после демонтажа о пилонах не было ничего известно. И по сей день неясно, где находились памятники до их обнаружения на пустыре в Кировском районе и почему их утилизировали столь кощунственным способом. Сейчас артефакты обследуют эксперты, говорить об их дальнейшей судьбе пока рано: все зависит от состояния объектов.

Впрочем, в музее-заповеднике Сталинградская битва допустили, что в будущем их могут использовать в качестве малых архитектурных форм при благоустройстве территории Мамаева кургана. В необходимости сохранения пилонов уверен и известный волгоградский краевед Роман Шкода, для этого надо сначала изучить ремонтопригодность памятников.

— Я считаю, что пилоны должны быть восстановлены на Мамаевом кургане. Вопрос лишь в том, можно ли восстановить именно эти. Если они непригодны, то необходимо снять с них точные копии и поставить их вновь на Мамаевом кургане, — рассказал корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» Роман Шкода.

Наталья также уверена, что найденные пилоны нужно сохранить и выставить на всеобщее обозрение, пусть даже и не на Мамаевом кургане.

Конечно, их нужно сохранить. Пусть их, как говорили, и воткнул Вучетич наспех, но восстановить определенно нужно. Можно вновь поставить на Мамаевом кургане, или в каком-нибудь парке, на набережной, — предложила Наталья.

Ранее «НовостиВолгограда.ру» публиковали редкие кадры с пилонами на Мамаевом кургане. На кадрах видно, что стелы были установлены как в непосредственной близости к выходу из Зала Воинской Славы и хорошо просматривались при подъеме на мемориальный комплекс.

"