Posted 11 мая 2023, 12:25
Published 11 мая 2023, 12:25
Modified 11 мая 2023, 12:27
Updated 11 мая 2023, 12:27
Уход зарубежных брендов с российского рынка на товарах из категории домашнего текстиля практически никак не отразился. Такие вещи в России выпускают давно и на высоком уровне. Разве что теперь на фоне ситуации в мире отечественным производителям стало чуть проще реализовывать свою продукцию за счёт открытия торговых точек в ТРЦ и в проходных местах на центральных улицах.
«В России можно и нужно производить сырьё из натуральных волокон, — уверена гендиректор хлопчатобумажного комбината «Шуйские ситцы» Анна Богаделина. — Пахотные земли у нас в достаточном количестве, плюс есть леса, из которых можно и нужно производить вискозу».
В свою очередь, президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин видит в качестве фактора роста спроса на домашний текстиль рекордные показатели по строительству жилья.
Рынок домашнего текстиля в России оценивается примерно в 359 млрд рублей. Львиная доля компаний представляют категорию «малый и средний бизнес» и занимаются перешиванием уже готовых тканей в конкретные изделия. А вот непосредственно ткацким производством занята небольшая часть участников рынка.
В Волгоградской области признанным лидером отрасли является ООО «Камышинский текстиль», выпускающий пряжу и хлопчатобумажные ткани, а также готовую продукцию — например, постельное бельё. К слову, прядильное производство компании является крупнейшим в России. Его мощности позволяют предприятию перерабатывать до 50 тонн сырья в сутки. Основное сырье — натуральное хлопковое волокно «Камышинский текстиль» покупает в Узбекистане и Казахстане. Выручка предприятия по итогам 2022 года составила 2,86 млрд рублей, а чистая прибыль — 10 млн рублей. При этом чистые активы компании оцениваются в 622 млн рублей.
А вот текстильная столица России — Ивановская область. В этом регионе находится 85% всех текстильных производств страны. В их числе — «Шуйские ситцы» из городв Шуя. Возглавляет предприятие Анна Богаделина, получившая комбинат в наследство от отца.
По её словам, в прошлом году компания потеряла одного из ключевых заказчиков — компанию IKEA. Её доля в объёме выручки «Шуйских ситцев» составляла 40%, а мощности производства благодаря заказам шведского гиганта загружались почти наполовину. Справиться с ситуацией можно было только одним способом — договориться с клиентом, который закупал домашний текстиль в IKEA и продавать ему товар напрямую. В итоге на предприятии создали новую коллекцию по образу и подобию того, что продавалось в популярном гипермаркете, и теперь реализуют её через интернет-площадки вроде Ozon и Wildberries.
Сырьём для текстильной промышленности является пряжа. Чтобы нити не путались на ткацком станке и не электризовались, их предварительно пропитывают специальным технологическим крахмалом. Затем пряжу кипятят, а после отбеливают определённым химическим раствором с содержанием перекиси водорода.
На следующем этапе ткань окрашивают различными способами. «Шуйские ситцы» для этого используют ротационный метод, когда сначала рисунок делится на цвета и каждый наносится отдельно специальным валом. После этого ткань нагревают, чтобы закрепить получившееся изображение или надпись. На всю операцию уходит всего 18 секунд.
Другая компания из Ивановской области, «Русский дом», существует с 1992 года. Поначалу её основатель Сергей Солёнов на кредитные средства закупал ткани и перепродавал крупным швейным комбинатам по всей России. Погасить кредит удалось спустя 2 года. А через 8 лет предприниматель сам приобрёл ткацкую и отделочную фабрики в городе Фурманов. Сегодня годовой оборот компании, выпускающей постельное бельё, аксессуары для бани и для кухни — 2 млрд рублей, а прибыль — около 100 млн руб. в год.
В месяц «Русский дом» реализует 1,8 млн метров ткани, половина из которых – бязь, рентабельность которого составляет всего 3-4%. Вторая по объёму ткань в структуре производства комбината – фланель. А вот самым прибыльным является вафельное полотно, с каждого метра которого в среднем получается 47 рублей прибыли.
Одна из самых главных проблем текстильных производств в нашей стране — сложности с сырьём, особенно с хлопком, которые не растёт в России. Его приходится покупать за границей, причём цены меняются в зависимости от сезона — они ниже сразу после сбора урожая и выше к концу года.
— По производству льна на сегодняшний день мы очень скромно выглядим на мировом рынке, занимая только 3%, — отмечает президент ТПП РФ Сергей Катырин. — Государство это замечает и выделяет порядка 200 млн рублей на технику и семена. Хлопок же для нас пока экзотическое растение. В южных регионах мы начали пытаться что-то делать, но это больше эксперимент, о промышленном производстве речь не идёт.
Сырьевая база остаётся большой трудностью для развития текстильной отрасли. И если в случае с хлопком имеется явная зависимость от импорта, то другие виды сырья в России производить можно. Здесь всё упирается в ещё одну проблему — отсутствие прядильных комбинатов, поскольку это очень капиталоёмкие производства. По мнению экспертов, чтобы исправить ситуацию, необходимы меры господдержки.
«Наиболее востребованные меры поддержки сегодня — субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидирование ставок по лизингу, — рассказывает президент ТПП РФ Сергей Катырин. — Заработала промышленная ипотека, очень неплохо бизнес пользуется возможностями корпораций МСП и фондами развития промышленности».
В целом ресурсов для сырья в России достаточно. Из льна и конопли можно получать лубяные волокна, из отходов переработки древесины — вискозу, а из нефти — синтетические волокна. Но собственные прядильные комбинаты существенно изменили бы логистику и затраты производителей, и как следствие вывели бы текстильную отрасль на новый уровень.