Оставить машину в городе, даже на небольшой срок, сегодня очень непростая задача. Особенно остро проблема парковки ощущается в Центральном и отчасти в Ворошиловском районах. В центре на большинстве улиц достаточно сложно оставить машину в будний день. Вдоль проспекта Ленина на внушительном его протяжении мешает выделенная полоса для общественного транспорта. Аналогичная ситуация и на улице Невской с проспектом Жукова в Дзержинском районе.
На некоторых дорогах невозможно встать из-за расположенных рядом офисных центров. Припарковаться там реально либо рано утром, либо по большой удаче, либо с нарушением правил. Классический пример — улица Коммунистическая. На значительной её части стоят знаки, запрещающие остановку. С утра нарушителей уже с нетерпением ждут эвакуаторщики, дежурящие на «рыбном» месте с большой радостью.
А там, где ПДД разрешают оставлять авто, водители из-за дефицита парковочных мест вдоль дороги ставят машины прямо на проезжей части, по ходу движения. При таком способе они закрывают выезд другим автомобилям, поэтому приходится оставлять под лобовым стеклом номер телефона — чтобы выпустить человека, когда ему понадобится уезжать.
Но такой формат парковки ещё и серьёзно затрудняет дорожное движение. Две полосы в одну сторону превращаются в лучшем случае в полторы, а то и вовсе в одну. И как только наступает час пик, это сразу замедляет движение потока и становится причиной пробок. Если бы запрещающих знаков на этой улице не было вовсе, эти машины могли бы рассредоточиться вдоль бордюров равномерно и уже не так мешать проезжающему транспорту.
- Проблемы с парковками, конечно, есть, и их надо решать, — подчёркивает председатель регионального отделения «Движение автомобилистов России», член штаба ОНФ Армен Оганесян. — Об этом говорят давно, но реальных результатов мы пока так и не видим. В городе полно мест, где остановиться нельзя — то это «выделенка», то запрещающий знак. По-хорошему, надо провести ревизию всех установленных сейчас знаков — на мой взгляд, многие из них необоснованы.
Кроме того, по мнению Армена Оганесяна, нужно эффективнее использовать пространство на проезжей части. «Например, на улице Невской очень широкая прогулочная зона со стороны банков, но людей там ходит не так много, — подмечает эксперт. — Почему бы не сузить эту полосу и не сделать там дополнительный парковочный карман? И таких примеров немало».
Решение проблемы парковок требует системного подхода. Но для начала со стороны чиновников должно быть желание облегчить жизнь автомобилистам. Пока же в Волгограде наблюдается, скорее, обратный процесс. Запрещающих остановку знаков с каждым годом становится только больше, в том числе с новыми условиями.
Так, на улице Советской в прошлом году установили дополнительные ограничения на парковку автомобилей. Теперь там действуют знаки, запрещающие стоянку по чётным или нечётным числам. С точки зрения пропускной способности дороги — это, возможно, логичный шаг. Хотя улица Советская далеко не самая уязвимая в плане пробок в центре Волгограда. Но вот проблему парковки (и без того крайне сложную) знаки чётных/нечётных чисел усугубили ещё сильнее.
— Введение на улице Советской запрета на парковку по чётным и нечётным дням позволило повысить безопасность для пешеходов и водителей, а также пропускную способность дороги. Кроме того, эта мера позволила более качественно проводить очистку проезжей части в плановом порядке, — рассказали в пресс-службе мэрии.
С одной стороны, всегда свободная одна из сторон улицы (с поправкой на некоторое количество нарушителей, которые всё же рискуют парковаться на «неправильной» стороне) действительно даёт больше пространства и увеличивает обзор как для водителей, так и для пешеходов. А с другой — дороги у нас убирают не так часто, чтобы ради этого ежедневно страдали автомобилисты, у которых стало в 2 раза меньше места для парковки.
Кстати, с 1 марта 2023 года в трактовку таких знаков внесли изменения. Немногие водители в курсе, что, если по обеим сторонам улицы размещены знаки, запрещающие парковку по чётным и нечётным числам, в определённое время суток наступает период, когда машину можно ставить и там, и там. Раньше этот отрезок времени был с 19:00 до 21:00, что вызывало у водителей диссонанс. Теперь же «пересменка», чтобы переставить машину на другую сторону дороги, возможна с 21:00 до полуночи.
Любой волгоградский автомобилист даже с минимальным стажем может рассказать, чего ему не хватает, чтобы чувствовать себя комфортно, когда надо поставить машину на стоянку. Но какой же аспект проблемы парковок в Волгограде самый волнующий для населения? Мы решили выяснить мнение народа и запустили соответствующий опрос в нашем telegram-канале.
В голосовании на момент написания этой статьи приняло участие 645 человек, и 51% респондентов выбрали вариант «Всё выше перечисленное», не сумев остановиться на каком-то одном ответе. 32% проголосовавших недовольны тем, что в Волгограде невозможно припарковаться в центре города. Далее идут варианты «Трудно поставить машину возле дома» (30%)и «Не развита сеть парковок возле общественных мест и учреждений» (29%). Ещё часть участников опроса считают, что в городе мало подземных паркингов (13%) и имеется дефицит многоуровневых парковок в ТРЦ и офисных зданиях (11%).
С двумя последними пунктами всё довольно сложно. Подземные парковки должны закладываться ещё на этапе проектирования будущих зданий, равно как и многоуровневые парковки, как в Ворошиловском торговом центре. Подземный вариант паркинга для Волгограда всё-таки штука невыгодная. Высокая стоимость машино-места в таких парковках, доходящая чуть ли не до миллиона рублей, объясняется большими затратами на возведение такого объекта. С учётом того, что спрос на подобные предложения в нашем городе очень низкий, редкие застройщики берутся за строительство подземных парковок. Исключения бывают, но это в основном элитные жилые комплексы.
Отдельно стоящие парковки в несколько уровней — тоже не волгоградская тема. В теории такие объекты реально возвести в любой момент, причём они не будут стоить баснословных денег. Тут, скорее, вопрос в сильной ограниченности мест, где потенциально можно построить многоуровневые парковки. В нынешних условиях даже площадь под обычную стоянку так просто не сыщешь.
- Исторически сложившаяся центральная часть города (прежде всего это Центральный, Ворошиловский, Краснооктябрьский районы) характеризуется плотной застройкой и как следствие отсутствием свободных участков для организации нового парковочного пространства, — пояснили в пресс-службе мэрии. — Там, где это возможно, администрация города проводит планомерную работу по увеличению парковочного пространства с учётом особенностей городских территорий.
В мэрии также добавили, что при комплексном восстановлении дорожных объектов при наличии конструктивной возможности обустраиваются дополнительные парковочные карманы. То же самое делается и при реконструкции дворовых территорий по согласованию с собственниками помещений в многоквартирных домах.
Можно ли избавиться от парковочного коллапса в Волгограде? Пожалуй, каждое направление нужно рассматривать отдельно. Строительство подземных и многоуровневых парковок мы уже разобрали. С парковками у дома тоже в целом всё понятно. При возведении нового дома от застройщика требуют наличие нормативного количества парковочных мест. А вот во дворах классических панельных 9-этажек изыскать дополнительное пространство практически невозможно.
Острейшая проблема остаётся с центром города и организацией парковки у различных учреждений. Конечно, при создании новых культурно-развлекательных объектов и общественных пространств предусматривается и создание парковочных мест. Так было с интерактивным музеем «Россия — моя история», с парком Победы у подножья Мамаева кургана, с открытой в прошлом году нижней террасой Центральной набережной. Но как быть со старыми территориями и зданиями?
- Говорить о единой парковочной политике в масштабах всего города нецелесообразно ввиду различной плотности населения, разного доступа к общественному транспорту и специфике ежедневных транспортных корреспонденций формата «работа – дом», — объясняет член общественного совета при Ространснадзоре, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. — К примеру, для городской периферии можно закрепить показатели обеспечения транспортной инфраструктурой, в том числе парковочными местами, в то время как в центре возведение дополнительных бесплатных парковок зачастую необходимо пресекать.
Система платных парковок в Волгограде не развита, но они в городе есть и даже пользуются спросом у ограниченного сегмента автомобилистов. Кому-то проще заплатить, но быть уверенным, что припаркуешься аккурат у офиса. Но массово такая схема работать не будет — мы не Москва и не Санкт-Петербург.
Увеличить количество парковок в центре города было бы хорошим решением, но даже если для этого нашлись бы средства, проблема отсутствия участков под их строительство всё равно никуда не денется. Остаётся вариант с более эффективным применением дорожных знаков и оптимальным использованием имеющихся пространств. Здесь как минимум напрашивается создание парковочных зон в наиболее проблемных участках за счёт организации чётко выраженных тротуаров. Это позволит высвободить место под парковку.
Было бы неплохо и пересмотреть подход к установке запрещающих дорожных знаков. На большинстве волгоградских улиц стоящие в зоне действия знака автомобили не столько мешают проезду, сколько обеспечивают работой эвакуаторщикам. Понятно, что за счёт штрафов пополнять казну тоже нужно, но когда это столь явно идёт вразрез с интересами автомобилистов, такая политика вызывает у горожан вполне объяснимое раздражение. Некоторые эксперты полагают, что только за счёт правильного использования дорожных знаков можно заметно улучшить ситуацию с парковками.
Новое слово в организации пространства под парковочные зоны — экологические парковки, предполагающие размещение машин прямо на газоне. Они представляют собой конструкцию из специальной пластиковой или бетонной решётки, которая принимает на себя вес автомобилей. В отверстия этой решётки изначально насыпается грунт с семенами многолетних трав, что со временем превращается в красивый газон в форме клеточек.
В Европе давно используют технологию экопарковок, в России же этот вид благоустройства находится пока на начальном этапе. Примеры таких участков есть в Москве и Санкт-Петербурге, но массового применения технологии у нас не наблюдается. Тем не менее, урбанисты считают экопарковки перспективным решением для крупных городов. Это практичный, экологичный и весьма доступный вариант, тем более что в России имеются свои предприятия, выпускающие газонные решётки. К тому же это дополнительный способ озеленения территории, что в наше время тоже можно считать существенным плюсом.
Возможно ли такое в Волгограде? Да, почему бы и нет. В Волжском, к слову, нечто подобное уже практикуют. Экопарковки вполне могут стать дополнительным способом в решении существующей проблемы, тем более что любителей ставить машины на газоне есть во многих дворах. Но вряд ли такие парковки получат широкое распространение — такое возможно в строящихся микрорайонах, а уже существующие дворовые территории под них не переделаешь. Да и недостатков экопарковки тоже не лишены. Для роста травы ей нужен солнечный свет, поэтому на таких парковках нельзя надолго оставлять автомобиль на одном и том же месте. А ещё газон неизбежно будет страдать от технических жидкостей и выхлопных газов машин.
Что мы имеем в сухом остатке? Сложностей с организацией парковочного пространства в Волгограде достаточно, но есть точки приложения усилий, которые могут помочь сделать проблему менее острой. Главное — заниматься этим вопросом планомерно, а не от случая к случаю.
Пока же складывается впечатление, что Волгоград в большей степени город для пешеходов, особенно в дни массовых мероприятий, когда перекрывают многие дороги и даже парковки. Яркие примеры — закрытие некоторых парковочных зон у «Волгоград Арены» в дни матчей «Ротора», или запрет въезжать на парковку у ТРК «Европа Сити Молл» на Масленицу.
Безусловно, нужно учитывать интересы всех групп населения — перекосов быть не должно. Но зачастую водители в поисках места, куда бы приткнуть свою «ласточку», в итоге ставят её так, что страдают и другие автомобилисты, и пешеходы. И далеко не всегда это вопрос культуры парковки — порой по-иному просто не получается. И с этим надо что-то делать.