Posted 27 марта 2023,, 06:11

Published 27 марта 2023,, 06:11

Modified 31 марта 2023,, 00:01

Updated 31 марта 2023,, 00:01

Без страховки и совести: как волгоградцы ездят без ОСАГО

Без страховки и совести: как волгоградцы ездят без ОСАГО

27 марта 2023, 06:11
Фото: novostivolgograda.ru
Отсутствие полиса автострахования чревато не только штрафом при встрече с инспектором, но и серьёзными проблемами в случае ДТП. Сколько волгоградцев ездит без ОСАГО, к чему это приводит и как с этим бороться?

Оформление страховки для водителя машины — абсолютно стандартная и привычная процедура для автомобилистов. Каждый год необходимо покупать полис ОСАГО, чтобы застраховать свою ответственность за возможный ущерб другим участникам дорожного движения — это обязательное требования законодательства. Бывают исключения и с меньшими сроками, но это большая редкость.

Вместо ОСАГО многие автовладельцы оформляют КАСКО — это уже добровольный вид автострахования, который подразумевает выплаты владельцу такого полиса при любой аварии, в том числе если она произошла по вине самого автомобилиста.

К чему приводит езда без ОСАГО

В Волгограде пока нет камер, которые штрафуют водителей, не оформивших страховку, но такие комплексы в обозримом будущем нам обещают. Пока же последствия для автомобилистов, не имеющих полисов ОСАГО, наступают лишь в случае остановки инспектором ДПС или при ДТП. Если произошла авария, а у виновника нет полиса ОСАГО, пострадавшая сторона никакой денежной компенсации не получит, а «бесстраховочнику» только выпишут штраф. Но есть и более запутанные ситуации.

Недавно в Волгограде был случай, когда 17-летний подросток стал виновником ДТП. В процессе разбирательства выяснилось, что у него нет не только прав и полиса ОСАГО, но и вообще никаких документов на машину, которую он приобрел в соседнем регионе по договору купли-продажи, но на учет в Волгограде не поставил. Как итог — человек, в чью машину врезался этот подросток, никаких страховых выплат на ремонт получить не сможет. Более того, и сам парень избежал ответственности в силу возраста — только его матери пришлось заплатить административный штраф в 5 тысяч рублей.

— Согласно гражданскому законодательству, дети в возрасте от 14 до 18 лет несут ответственность за причинённый вред самостоятельно на общих основаниях, — рассказывает доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева. — Но если несовершеннолетний не имеет доходов и достаточного имущества для возмещения вреда, ответственность за него несут его родители, опекуны и другие законные представители в случае, если причинённый вред является следствием их безответственного воспитания ребёнка, неосуществление ими должного надзора, поощрение хулиганства и других противоправных действий.

Как же быть в такой ситуации пострадавшему в ДТП? Прежде всего ему стоит направить претензию на имя ребёнка и его родителей, потребовав возмещения вреда в полном объёме. Возможно, удастся мирно решить спор. Если же на претензию ответили отказом, следует обращаться в суд и требовать выплаты компенсации причинённого вреда.

- Бороться с такими нарушениями должна ГИБДД, — считает заместитель директора департамента поддержки розничного бизнеса «Ингосстраха» Игорь Александров. — Страховая компания, в свою очередь, защищает финансовые интересы клиента, возмещая ущерб, нанесённый имуществу. А чтобы обезопасить себя от таких ситуаций, можно приобрести полис КАСКО — страховка гарантирует возмещение причинённого в результате ДТП ущерба, вне зависимости от того, есть ли у виновника права.

По словам Игоря Александрова, порядок действий в случае, если произошло ДТП с водителем без прав и ОСАГО, стандартный — нужно вызвать ГИБДД и получить протокол происшествия. Затем, если оформлено КАСКО, обратиться в свою страховую. Если же его нет — пробовать взыскать ущерб с виновника через суд.

Каждый второй — без страховки?

По данным РСА, доля зарегистрированных транспортных средств, на которые не оформлен полис ОСАГО, в Волгоградской области по итогам 9 месяцев 2022 года составляла 40-50%. Это экспертная оценка, основанная на данных по числу зарегистрированных в конкретном субъекте РФ автомобилей и оформленных полисов ОСАГО. При этом стоит учитывать, что не все автомобили, не имеющие полиса ОСАГО, являются постоянно эксплуатируемыми.

Тем не менее, цифры поражают — страшно представить, что в нашем регионе страховку не оформляет чуть ли не каждый второй автомобилист. Конечно, этому есть банальное объяснение. Штраф за езду без ОСАГО составляет 800 рублей, и в отсутствие камер, выявляющих это нарушение, риск попасть на такое наказание минимален. 

- За несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2022 году привлечено к административной ответственности 26726 нарушителей, — рассказали в отделе информации и общественных связей ГУ МВД России по Волгоградской области

В то же время стоимость полиса с каждым годом становится всё дороже. Особенно остро этот вопрос встал при расширении тарифного коридора — ещё в 2020-м году базовая ставка варьировалась от 2 746 до 4 942 рублей, а за последние полтора года её диапазон расширился ещё несколько раз и теперь составляет от 1 646 до 7 535 рублей для физических лиц. Понятное дело, страховым компаниям выгоднее выбирать базовый тариф, максимально близкий к верхней границе коридора. 

ДТП и ОСАГО

В контексте возможных расходов в случае ДТП стоимость полиса ОСАГО уже не выглядит столь устрашающей и отпугивающей. Ведь возмещать ущерб при аварии, произошедшей по его вине, автомобилисту придётся из своего кармана — этот тезис чётко прописан в ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ.

В случае ДТП с участием автомобиля без ОСАГО придётся чинить машину за свои деньги и взыскивать компенсацию с виновника через суд. Но даже в случае выигрыша в суде исполнение судебного решения может занять много времени: у виновника может не оказаться средств для единовременной компенсации ущерба и процесс возмещения растянется на месяцы, а в некоторых случаях — на годы.

Как уточнили в отделе информации и общественных связей ГУ МВД России по Волгоградской области, в 2022 году по вине водителей без полиса ОСАГО произошло 296 ДТП, 7 из которых совершили подростки в возрасте до 16 лет. 

- В связи с ежегодным ростом количества безответственных водителей на дорогах «АльфаСтрахование» запустила программу «КАСКО от бесполисных», в рамках которой страховая компания покроет ущерб в пределах лимита по ОСАГО до 400 000 рублей, если виновник ДТП установлен, но не застрахован, — пояснили в пресс-службе «АльфаСтрахования».

В последнее время также выявляются случаи, когда виновник ДТП по предварительному сговору с пострадавшим оформляет ОСАГО уже после инцидента и приходит с заявлением в страховую через несколько дней после вступления полиса в силу. Такие схемы, как правило, раскрываются службой безопасности страховой компании.

Но в конечном счёте автомобилисты всё равно оказываются уязвимыми в вопросах, связанных с ОСАГО. Универсального рецепта борьбы с «бесстраховочниками» нет, от мошенников в этой сфере гарантированно защититься тоже не получится. Остаётся лишь принимать все необходимые меры по снижению таких рисков. А для того чтобы бороться с пугающей тенденцией ездоков без страховки, нужны в первую очередь строгие законодательные решения и суровые штрафы.