В 1999 году с подписания Болонской декларации в Европе был запущен так называемый Болонский процесс, суть которого заключалась в создании единого европейского пространства в сфере высшего образования. Иными словами, документ декларирует сотрудничество между европейскими странами в образовательной среде.
Документ был призван частично унифицировать образовательный процесс в странах-участницах для того, чтобы упростить обмен опытом, научными и рабочими кадрами, развить интеллектуальный потенциал государств. Для этих целей подписавшиеся страны внедряли на своей территории Болонскую систему образования — единые стандарты обучения для государств-участниц процесса.
В декларации прописаны несколько ключевых шагов для достижения унификации системы европейского образования.
Стоит отметить, что Болонская декларация не имеет характера жестких юридических обязательств по отношению к подписавшим ее странам. Документ скорее устанавливает общие для всех границы и принципы высшего образования. По этой причине в разных странах разный уровень интеграции в Болонскую систему.
Россия подписала соглашение еще в 2003 году, однако за прошедшие годы Болонская система в стране была воспроизведена лишь номинально. Несмотря на 8-летний переходный период, Россия не провела качественной реформы образования в соответствии с Болонской декларацией, зато утратила национальную систему образования.
Например, учебные программы не приводились в соответствие с европейскими — вместо этого резались по живому классические программы специалитета. В итоге, часть дисциплин оказалась в бакалавриате, а часть — в магистратуре. Это, в свою очередь, серьезно сказалось на качестве обучения, ведь по сути бакалавриат действительно стал урезанными специалитетом. По этой причине, многие россияне до сих пор воспринимают бакалавров как специалистов с неполным высшим образованием.
России также не удалось соблюсти принцип гибкости образовательного процесса, который подразумевал возможность выбора дисциплин в учебной программе самим студентом. Чтобы избежать хаотичности в образовательном процессе в европейских университетах к каждому обучающемуся прикрепляется куратор, который помогает составить грамотный и неразобщенный учебный план.
В России программы подготовки так и остались по большому счету закостенелыми. Лишь в немногих вузах страны у студентов есть возможность хотя бы в какой-то степени повлиять на свой учебный план.
Не удалось и внедрить европейскую систему кредитов (ECTS). Её аналогом в российских вузах стала 100-балльная система — не более чем косметическое изменение. Система ECTS устроена гораздо сложнее и высчитывается по иным критериям.
Ее показатель имеет куда большее значение для студента, так как количество кредитов учитывается при переводе в другой вуз, поступлении в магистратуру и докторантуру, и даже при приеме на работу. Кредиты отражают количество часов, потраченных на профильный предмет, что отмечают работодатели, отбирающие высококвалифицированные кадры.
В итоге за многие годы номинального действия Болонской системы в России так и не сложилась по-настоящему европейская система образования, соответствующая заявленным в Декларации стандартам. По этой же причине дипломы отечественных вузов не котируются в странах ЕС наравне с европейскими, а качество высшего образования внутри страны заметно снизилось.
Болонскую систему в российских реалиях критикуют уже достаточно продолжительное время. Скептически настроенные россияне давно требуют реформы высшего образования, однако серьезные шаги в этом направлении были сделаны лишь в прошлом году на фоне возраставшей напряженности между Россией и Европейскими странами.
Стоит отметить, что инициатива была не за Россией — Болонская группа объявила о решении прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса еще в апреле. Заявления о выходе из Болонской системы со стороны российских политиков последовали чуть позже. Можно сказать, что Болонская система вышла из России раньше, чем Россия из нее, поэтому все дальнейшие заявления являлись скорее громкими политическими заявлениями.
Как бы то ни было, необходимость реформы высшей школы, считают эксперты, назревала уже давно.
— По моему мнению, реформа давно назревала, так как с вступлением в систему количество часов, а иногда и предметов в учебном плане было сокращено, что было недостаточно для получения необходимых для работы навыков. К тому же система предусматривает деление на бакалавриат, где студент изучает общие основы, и магистратуру, где уже происходит более глубокое изучение профессии. Так как бакалавриат считается высшим образованием, многие не продолжают учёбу в магистратуре, но не всегда его программы достаточно, — рассказала Елена Невская, ассистент Финансового университета при Правительстве РФ.
На данный момент о реформе высшей школы известно не так много, как хотелось бы. Тем не менее, в своем послании Федеральному собранию президент все же расставил опорные точки предстоящих изменений.
Из речи Владимира Путина и со слов некоторых политиков становится ясно, что отказ от несостоявшейся в России Болонской системы совершенно не означает полный возврат к предыдущей модели образования.
Президент подчеркнул, что реформа должна опираться на опыт как советской школы, так и последних десятилетий, то есть стать своеобразным симбиозом лучших практик двух образовательных систем.
Согласно озвученным президентом Путиным предложениям, в России вернут базовую подготовку специалистов с высшим образованием, а срок обучения будет составлять от четырех до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные программы подготовки в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запросов рынка труда.
— Сегодня вузы наделены достаточно широкими полномочиями в части разработки новых образовательных программ. 18 крупнейших вузов страны наделены правом разработки и утверждения собственных стандартов высшего образования, что существенно повышает вариативность реализуемых образовательных программ. В этих условиях логичным и последовательным является шаг по предоставлению вузам возможности разработки образовательных программ по одной специальности с различным сроком подготовки. Это позволит в большей степени учесть потребности рынка труда и интересы студентов в получении образования в приоритетном формате, — отметила Маргарита Васюнина, кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Иными словами — бакалавров на ряде направлений начнут активно заменять специалистами, а образовательную программу подстроят под запросы работодателей. При этом о полном отказе от бакалавриата речи не идет.
Депутат Волгоградской областной Думы, доктор исторических наук и профессор Алексей Буров считает особенно важным возвращение понятия «специалист» в образовательную систему.
— Советская система предусматривала, что ты получил высшее специальное образование, то есть ты сформировался как специалист в определенной области. Сегодня у нас этот термин попросту отсутствует — студенты получают просто высшее образование. Им присваивается квалификация бакалавр или магистр по направлению подготовки такой-то. То, что человек стал специалистом нигде не прописано. Поэтому необходимо вернуть это из советской практики. Готовить специалистов и указывать это в дипломе — «врач, инженер, или юрист в области юриспруденции», — подчеркнул Алексей Буров, депутат Волгоградской областной Думы, доктор исторических наук, профессор.
Кроме того, реформа предполагает, что студенты смогут продолжить дальнейшее обучение в магистратуре или ординатуре после получения базового образования вне зависимости от срока обучения. В настоящее же время в магистратуру можно идти только после четырех лет бакалавриата, окончившим специалитет студентам такая опция недоступна.
Аспирантуру предлагается выделить в отдельный уровень профессионального образования, где будут готовить кадры для научной и преподавательской деятельности.
— Наша аспирантура никак не могла приспособиться к Болонской системе образования. Она просто не вписывалась туда. Магистратура предоставляла примерно те же возможности, что и аспирантура: в обоих случаях можно преподавать в вузе. То есть фактически аспирантура выпадала. Многие шли именно по короткому пути — получали квалификацию магистранта и все. Соответственно начали сокращаться диссертационные советы, которые присуждали степени кандидата и доктора наук после аспирантуры. И теперь защитить диссертацию стало сложнее — приходится ехать в ведущие центры, а это в первую очередь Москва и Петербург, а там бывает излишне критически подходят к работе, начинается волокита, — рассказал Алексей Буров, депутат Волгоградской областной Думы, Доктор исторических наук и профессор.
Алексей Буров уверен, что реформа будет способствовать наведению порядка в сложившейся за последние 20 лет системе образования, в том числе за счет возвращения аспирантуры в ее классическом виде.
В Волгоградских вузах признаются, что находятся в некоторой растерянности из-за отсутствия более конкретной информации о предстоящих изменениях. Пока неясно, когда начнется и сколько продлится переходный период, каким образом он будет выглядеть и чего ждать по его результатам.
Первые заявления, раскрывающие некоторые подробности предстоящей реформы и ее последствий для студентов, озвучил сам президент во время послания Федеральному собранию. Владимир Путин подчеркнул, что все полученные ранее дипломы будут признаваться, а бакалавров приравняют к получившим полное высшее образование.
Еще один вопрос, волнующий сейчас вузы и студентов — как будет проходить приемная кампания в текущем году. Безусловно, сейчас точного ответа нет, так как Министерство образования не спустило пока никаких официальных распоряжений или регламентирующих актов. Алексей Буров отмечает, что волноваться студентам здесь не стоит.
— Никаких неудобств не будет. Просто если успеют до приемной кампании соответствующим образом перестроить учебные планы и программы, значит будет осуществляться прием на специалитет. Если же в Министерстве науки и высшего образования не успеют внести соответствующие изменения, то начнется стандартный прием на бакалавриат,— поделился Алексей Буров.
Сам процесс поступления в вузы, по мнению помощника президента Российской Федерации Андрея Фурсенко, после реформы также серьезно меняться не будет.
— Думаю, что нашим абитуриентам нужно готовиться к тому, к чему они готовились. В поступление в этом году вряд ли внесутся какие-то серьезные изменения. Другое дело, что некоторые ребята, возможно, в ходе обучения немножко поменяют не то, к чему они готовились, а то, как они будут называться после окончания вуза. Но это не является принципиальным вопросом для них, я думаю, сегодня. Они получат те знания, на которые они рассчитывали, — заявил Андрей Фурсенко в одном из интервью.
Фурсенко также отметил, что отказ от Болонской системы не означает, что на международном сотрудничестве в академической среде поставлен крест. По его словам после введения новой системы высшего образования выпускники российских вузов по-прежнему смогут учиться и работать за рубежом, поскольку признанные ООН уровни образования будут сохранены. Однако обратный процесс набора иностранных студентов в российские вузы будет, скорее всего, затруднен.
Эта тема особенно волнует волгоградские вузы, ведь в рамках Болонской системы в регион приезжали студенты по обмену. Вуз, в свою очередь, получал хорошие репутационные очки и неплохое финансирование. С выходом из Болонской системы, отмечают эксперты, стоит ожидать и отток иностранных студентов.
— После выхода из Болонской системы будет затруднен переход студентов и молодых специалистов из учебных заведений одной страны в другую, а также возможен отток иностранных студентов, — отмечает Елена Невская, ассистент Финансового университета при Правительстве РФ.
Как бы то не было, многие эксперты все же склоняются к тому, что в целом процесс внедрения новой системы не будет болезненным. Изменения вряд ли окажутся радикальными, при этом переходный период растянется на несколько лет, что нивелирует возможные неудобства.
Насколько правильным решением стал отказ от Болонской системы покажет лишь время. В любом случае, сейчас у России появился шанс использовать опыт двух разных образовательных систем, чтобы провести серьезную работу над ошибками и запустить процесс качественных изменений в высшей школе. Хочется надеяться, что в этот раз специалисты отойдут от номинально-формальных реформ в сторону по-настоящему глубинных преобразований.