Комплексы фотофиксации нарушителей, не пристёгнутых ремнями безопасности, начали работать в Волгограде с 6 февраля этого года. На сегодняшний день это всего две камеры, которые к тому же установлены в одном и том же месте — в Ворошиловском районе на пересечении улиц Калинина и Пугачёвской (возле «Волжских парусов»). Почему две? Всё банально — они работают в разных направлениях. Одна камера фиксирует нарушителей при движении от Волги, другая — со стороны ул. Рабоче-Крестьянской.
За первые 10 дней работы, согласно релизу ГИБДД по Волгоградской области, эти камеры «сфоткали» более 20 тысяч нарушителей, которым были выписаны штрафы. При этом не уточнялось, что это были за нарушители — водители или пассажиры. К примеру, проехав на машине мимо камеры, можно получить сразу два штрафа — за непристёгнутого водители и пассажира.
Система фиксации таких нарушений ПДД ориентирована на определение чёрной диагональной полосы на корпусе находящегося в машине человека. Причём нейросеть распознаёт ремень безопасности в любых условиях — в ночное время, в сильный дождь или туман и т. д. Она отфильтровывает изображения другого типа и фокусируется именно на тёмной полосе ремня.
Многие задаются вопросом: а что, если на человеке в этот момент чёрная одежда? Не сливается ли ремень с ней? Даже если в таком случае визуально ремень не выделяется, нейросеть сумеет «вычленить» контуры ремня, автоматически высветляя другие участки. В соцсетях уже выкладывают изображения футболок с принтом в виде чёрной косой полосы, имитирующей ремень. Но, судя по всему, камеру такими уловками не проведёшь.
За кем же теперь следит «всевидящее око»? Нарушения фиксируются у тех, кто сидит на передних сиденьях автомобиля — водителя и пассажира (согласно ПДД, он тоже обязан пристёгиваться). А вот задние пассажиры под прицел камер не попадают. Более того, как нам удалось выяснить в областном управлении ГИБДД, переднего пассажира нейросеть идентифицировать не сможет. Постановления за нарушения, зафиксированными камерами в автоматическом режиме, приходят собственнику автомобиля.
Это значит, что если непристёгнутым оказался пассажир, находящийся на переднем сиденье, камера «оштрафует» только водителя (если, конечно, он является владельцем машины). По закону же в таком случае штраф выписывается и водителю за то, что он допустил перевозку непристёгнутого пассажира, и самому пассажиру. В первом случае по ст. 12.6 КоАП предусмотрен штраф в 1000 рублей, во втором (согласно ч.1 ст. 12.29 КоАП) — 500 рублей. Таким образом, санкции для водителя строже, но данная градация работает только при фиксации нарушения инспектором — камера, подчёркиваем, «обрадует» только владельца авто.
Не лишним будет напомнить, что по ч.3 ст. 12.23 КоАП за перевозку ребёнка без ремня безопасности водителя штрафуют на 3000 рублей. Как правило, детей возят на задних сиденьях, поэтому камера такое нарушение не увидит. Но если кому-то взбредёт в голову посадить ребёнка на переднее пассажирское место и при этом не пристегнуть (даже в детском кресле), то штрафа не миновать. Впрочем, в вопросе безопасности детей волгоградцы всё же более ответственны, чем в отношении самих себя, однако и такие случаи, увы, бывают.
У штрафов за непристёгнутый ремень есть одна особенность. Дело в том, что нарушение фиксируется только в данный конкретный момент. Соответственно, если автомобилист будет, к примеру, 3 раза за день проезжать участок с камерой, то он получит три штрафа. А если учесть, что придут они только спустя несколько дней, а то и через пару недель, сюрприз в таком случае может быть крайне неприятный.
Понятно, что могут происходить ошибки, особенно в первое время. Обжаловать выписанный по ошибке штраф можно будет в течение 10 суток с момента получения постановления. Практика показывает, что в холодное время года неверно выписанные штрафы бывают чаще. Это связано с тем, что алгоритмы камер не всегда могут распознать ремень, частично скрытый за одеждой — например, за шарфом или складками куртки.
Волгоградцам обещают появление новых комплексов с фиксацией нарушения непристёгнутого ремня уже в марте. Согласно официальной информации, их должно быть около 70. Более того, к лету число таких камер якобы вырастет до 250. В эти цифры верится с трудом, но то, что их будет много, уже очевидно. Правда, более подробные сведения (например, о местах установки новых камер) пока держатся в секрете.
«Введённые в эксплуатацию камеры расположены на пересечении ул. Калинина и Пугачёвской. Они работают в тестовом режиме. По завершении тестирования и при вводе в эксплуатацию других комплексов с такой функцией будет опубликована дополнительная информация», — прокомментировали в региональном управлении ГИБДД.
Что ж, всё тайное всё равно когда-нибудь станет явным. Вычислить многие такие комплексы вполне можно по документации в госзакупках — там указаны адреса их установки. Но глобально важно другое — помогут ли штрафы с камер на ремень повысить у водителей и пассажиров дисциплину в отношении собственной безопасности?
«На мой взгляд камеры на ремни безопасности заставят людей пристёгиваться, — считает член регионального отделения ОНФ Эдгар Петросян. — Аналогично у нас было с камерами на стоп-линии. Однажды попавшись, человек не захочет снова платить штраф. В первое время нарушений „с непривычки“ будет много, но постепенно люди привыкнут».
Кроме того, как подчёркивает Петросян, в современных автомобилях, где есть подушки безопасности, пристёгиваться обязательно ещё и потому, что в случае ДТП подушка может серьёзно покалечить водителя. Система безопасности в этом смысле работает в комплексе.
Так или иначе — волгоградским водителям (и пассажирам тоже) придётся привыкать к новым реалиям и дружить с ремнями, если раньше они этого не делали или делали через раз. Привычка на самом деле полезная и когда-нибудь может даже спасти жизнь — чего уж там говорить о семейном бюджете.
А вообще приход технологичных средств на службу безопасности на дорогах — явление нужное и своевременное. Алгоритмы работы комплексов видеофиксации достигли такого уровня, что могут не только снимать происходящее на дороге, но и анализировать полученный материал, вынося вердикт — пристёгнут человек в машине или нет. В конечном счёте это позволит существенно повысить безопасность на дорогах и снизить последствия возможных ДТП.