В декабре президент вновь потребовал обеспечить армию всем необходимым, в том числе вооружением, техникой и боеприпасами в короткие сроки. Чтобы реализовать поручение главнокомандующего предприятиям пришлось буквально «мобилизовать» все свои трудовые ресурсы.
Вскоре обострившийся кадровый голод в военно-промышленной отрасли стал совсем очевиден. Перейти на усиленный режим работы удается с трудом: некоторые предприятия ОПК едва в состоянии работать в две смены, о трех — речи не идет вовсе. Отчасти такая ситуация сложилась из-за проведения частичной мобилизации — часть рабочих отправились в зону СВО, еще какое-то количество мужчин уехали за границу, несмотря на бронь от призыва.
В попытках заполнить «пустоты» крупнейшие предприятия начали переманивать к себе квалифицированные кадры, взамен обещая огромные зарплаты. Рабочих активно набирают на заводы Москвы — на постоянную основу и вахтовым методом. Причем с выплатой заработной платы в размере до 200 тысяч рублей.
Заработок в столице значительно превосходит зарплату на аналогичной позиции в других регионах, из-за чего местные предприятия проигрывают соперничество и теряют трудовые ресурсы.
В Волгоградской области на данный момент острого дефицита кадров не наблюдается. Оборонно-промышленные предприятия, безусловно, ведут набор рабочих, при этом особого «завала» по вакансиям в регионе нет.
По информации регионального комитета по труду и занятости населения, уровень регистрируемой безработицы в области составляет 0,34% — это самый низкий показатель за последние несколько лет и один из самых низких среди субъектов РФ. Такой уровень безработицы лишь подтверждает тезис о том, что в регионе все «рабочие руки» уже заняты. Рано или поздно такая ситуация может обернуться дефицитом кадров в отдельных отраслях.
Количество вакансий, заявленных работодателями, составляет 27,7 тыс. единиц, из них вакансии по рабочим профессиям составляют порядка 65%. В сфере промышленности в число наиболее востребованных рабочих вакансий вошли: слесарь-ремонтник, токарь, шлифовщик, наладчик шлифовальных станков, слесарь, электросварщик, и фрезеровщик. Как раз те специалисты, что задействованы в обслуживании ОПК.
Если негативный тренд все же дойдет до региона, выиграть битву за квалифицированные кадры без повышения зарплат будет проблематично. Высоким заработком заманивают не только в столицу, где стартовые позиции априори выше волгоградских, но и в другие города, которые при этом значительно меньше Волгограда.
Например, в Туле наладчику станков предлагают зарплату от 103 тысяч, в Уфе инженеру-технологу готовы платить 80 тысяч, а в Калуге токарям-универсалам предлагают заработок от 130 тысяч рублей в месяц. В этом отношении Волгоградская область значительно проигрывает другим регионам — в большинстве случаев зарплата на аналогичных должностях не дотягивает даже до средней по стране.
Так, в ОАО «ЭВТ», расположенном в Волжском, инженеру-технологу обещают около 30 тысяч в месяц, токарю-универсалу несколько больше — 50 тысяч.
На волжском предприятии ООО НПП «Метеор-Курс» готовы платить менеджерам по качеству 30 тысяч, а сборщику изделий электронной техники — 35 тысяч в месяц.
В теории уже в обозримом будущем может начаться миграция трудового ресурса из Волгоградской области в другие регионы на более высокооплачиваемые места. Уже сейчас сервисы по поиску работы в Волгограде буквально «напичканы» объявлениями о вахтовой работе в Москве, Санкт-Петербурге и других городах с мощными производственными кластерами. И там уже зарплаты в ОПК спокойно могут доходить до 200 тысяч рублей в месяц с проживанием и питанием за счет работодателя.
Многие эксперты уверены, что решить проблему с утечкой кадров и низкой производительностью труда без обращения к мерам административного воздействия и в краткосрочной перспективе можно лишь повышением зарплаты сотрудникам, и дополнительными мотивационными выплатами. Безусловно, уровня московских зарплат в большинстве регионов достичь вряд ли удастся, тем не менее, заработок должен быть таким, чтобы специалисту было максимально комфортно прожить на него в своем городе.
В обычных условиях проделать трюк с резким повышением зарплаты практически невозможно и часто экономически нецелесообразно, но в условиях вооруженного конфликта, когда стоят совершенно другие задачи, цели, и к тому же сжаты временные рамки — приемлемо и необходимо.
На сегодняшний день в Волгограде ситуация остается стабильной, однако проработать механизмы поддержки рабочих и привлечения новых сотрудников стоит заранее. Тем более, что эксперты не сулят разрешения проблемы с нехваткой кадров в этом году — напротив, многие ожидают обострение дефицита трудовых резервов.
Отметим, что кадровый «голод» наблюдается не только в ОПК, но и в ряде других сфер. Спецоперация, частичная мобилизация и экономический кризис серьезно сказались на рынке труда, что в свою очередь привело к изменению его структуры. Более подробно об этом «НовостиВолгограда.ру» писали в своем материале.