Posted 13 января 2023, 08:27

Published 13 января 2023, 08:27

Modified 22 января 2023, 00:01

Updated 22 января 2023, 00:01

Обрезали крылья: почему в Волгограде запретили полеты квадрокоптеров

Обрезали крылья: почему в Волгограде запретили полеты квадрокоптеров

13 января 2023, 08:27
Фото: novostivolgograda.ru
В канун 2023 года волгоградцев огорошили новостью о полном запрете использования дронов. Теперь в Волгоградской области нельзя запускать даже небольшие любительские коптеры. Но в постановлении есть свои нюансы, в которых мы решили разобраться.

Официально о введении запрета на квадрокоптеры стало известно 31 декабря — информация появилась в telegram-канале администрации Волгоградской области. Сам документ был подписан ещё 28-го числа. Это постановление № 799 «О реализации указа президента РФ от 19 октября 2022 г», в котором говорится о мерах безопасности в российских регионах.

На самом деле история с запретом беспилотников началась почти сразу после этого указа. Одними из первых регионов, которые установили ограничение на использование квадрокоптеров, стали Нижегородская, Рязанская, Тульская области, а также соседняя с нашим регионом Саратовская. В Волгоградской области в течение двух месяцев держали паузу, но в конечном счёте тоже решились на аналогичные нововведения.

Небо для беспилотников закрыли

Итак, что же говорится в постановлении? Там всё просто — запрещается использование на территории Волгоградской области беспилотных воздушных судов. Сама формулировка звучит довольно странно для непосвящённых — нам тоже непривычно словосочетание «воздушное судно» в контексте квадрокоптеров. Но в п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ чётко указано, что «любой дрон, коптер или авиамодель считается беспилотным воздушным судном». При этом человек, который управляет квадрокоптером, в той же статье ВК РФ именуется «внешним пилотом».

В постановлении также сказано, что запрет распространяется абсолютно на все беспилотники, независимо от их массы. Таким образом, под него попадают даже совсем маленькие и лёгкие модели квадрокоптеров, которые берут для детей или для новичков, чтобы познакомиться с основами управления дроном.

А ведь всего чуть более трёх лет назад ситуация была совсем иной. До 27 сентября 2019 года регистрации подлежали только тяжёлые беспилотники весом более 30 кг. Затем ставить на учёт обязали все дроны массой от 250 г. А с 19 марта 2022 года нижняя планка опустилась уже до 150 г. По сути, квадрокоптеры легче 150 г — это совсем небольшой сегмент, предназначенный разве что для развлечения маленьких детей в квартире.

В некоторых случаях исключения всё-таки предусмотрены. Так, в п. 3 постановления написано о том, что запрет не распространяется на полёты дронов в том случае, если это было заранее согласовано в специальном порядке. Для этого необходимо подать заявление в региональный оперштаб, созданный после объявления в регионе режима повышенной готовности.

Однако чтобы получить такое разрешение, придётся запастись терпением. Заявление рассматривается в городском департаменте транспорта две недели, после чего нужно ещё направить в Росавиацию запрос с указанием всех параметров предстоящего запуска квадрокоптера (место, начальная и конечная точка, продолжительность, высота и дальность полёта и т. д.).

Чем опасны квадрокоптеры

Многие волгоградцы полагают, что запрет связан с участившимися падениями неизвестных беспилотников на территории нашей области. Только за последние две недели декабря таких происшествий было три — 16-го в Еланском районе, 18-го в Руднянском, а 31-го — в Жирновском.

Именно после третьего ЧП стало известно о запрете дронов. Но тут есть два важных нюанса. Во-первых, постановление было подписано ещё 28 декабря, поэтому третий случай не мог повлиять на него. А во-вторых, официально была подтверждена принадлежность разбившихся беспилотников к вооружённым силам страны. Стало быть, обычные «гражданские» дроны вроде как и ни при чём. Но действительно ли они столь безобидны?

— Технологии беспилотников шагнули далеко вперёд, поэтому уязвимость многих объектов достаточно высока. Даже у нас в городе это и химические предприятия, и Волжская ГЭС. Обычный квадрокоптер может взять 400-граммовую тротиловую шашку или ВОГ (выстрел осколочный гранатомётный) и сбросить на нужную цель, — рассказывает Антон Щепетнов, народный журналист, бывший спецназовец ГРУ.

По мнению экспертов, тотально запрещать беспилотники и гоняться за каждым взлетевшим на минимальную высоту вряд ли будут. Это даже физически трудновыполнимо. Логичнее было бы вводить бесполётные зоны над важными объектами инфраструктуры — такими, как аэропорт, вокзал, опасные производства, воинские части и т. д. Впрочем, большинство подобных объектов и ранее имели ограничения на полеты квадрокоптеров, причем «запреты» уже были вшиты в программное обеспечение популярных моделей дронов.

Кто пострадает от запрета квадрокоптеров

Абсолютное табу на использование дронов может сильно ударить по тем, кто зарабатывал с помощью высотных съёмок. Это свадебные фотографы, которые часто делают видео сверху — например, прогулок молодожёнов. Это видеографы и операторы, снимающие клипы или ролики для различных творческих целей. А ещё — представители профессий, для которых важен мониторинг местности с высоты птичьего полёта: геодезисты, поисковики, аграрии.

Интересно, что, к примеру, в постановлении губернатора Саратовской области отдельно сказано, что запрет на квадрокоптеры не касается беспилотников, используемых органами государственной власти и подведомственными им организациями в рамках возложенных на них функций. То есть лесные хозяйства, спасатели и т. д. продолжат выполнять свою работу в том числе с помощью дронов. В постановлении волгоградских властей никаких подобных уточнений нет, что только повышает уровень непонимания ситуации у жителей региона.

— Если понадобится снять какое-то праздничное мероприятие городского уровня, думаю, получится оформить необходимое разрешение. А вот со съёмками нашего прекрасного города для своего YouTube-канала придётся повременить. Пока летаю в соседних регионах (Астраханской, Воронежской областях), где таких запретов нет, - делится своим опытом Александр Блинков, мастер беспилотной съёмки, автор YouTube-канала «Волгоградсверху».

Конечно, если человек использует дрон для работы 1-2 раза в месяц, получить необходимое разрешение на каждый полёт по предварительной заявке не проблема. А если летать необходимо почти каждый день? Например, для оценки местности или создания плана. Свадебному фотографу, если он работает почти каждый выходной, тоже та ещё радость заниматься ещё и получением разрешения на съёмку. Ну и, разумеется, колоссальные потери понесут производители квадрокоптеров.

Каким будет наказание для нарушителей

Самый очевидный вопрос, на который нет ответа — кто должен следить за исполнением постановления и наказывать нарушителей? В целом весь механизм остаётся непонятным за неимением внятной информации и пояснений. На кого возлагается ответственность за то, чтобы беспилотники в регионе никто не использовал в обход запрета? Какие штрафы предусмотрены для нарушителей? Возникает классическая ситуация, когда запрет есть, а наказания нет.

Всё это чревато тем, что народ продолжит баловаться квадрокоптерами, снимая любительские видео в надежде, что этого никто не заметит и им за это ничего не будет. На безопасности, ради которой всё это и затевалось, такой расклад скажется не лучшим образом. Поэтому было бы правильным, если бы к существующему постановлению были сделаны какие-то пояснения или комментарии.

С другой стороны, просто так «полетать» было запрещено и до пресловутого постановления. Запуск квадрокоптера без уведомления местного департамента транспорта и Росавиации штрафуется суммой от 30 до 50 тысяч рублей. Возможно, в нынешних условиях система штрафов остаётся такой же. Но опять-таки все эти нюансы нуждаются в пояснении.

— Очевидно, что фиксировать все нарушения нереально, — подчёркивает генеральный директор юридической компании «Гебель и партнёры» Сергей Гебель. — Так, формально запуск в поле за городом запрещён, но вряд ли за это накажут, поскольку никто не узнает. В случае выявления правонарушения виновника смогут привлечь к административной ответственности по ст. 11. 4 КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства». Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 50 тысяч рублей для граждан и до 300 тысяч для юридических лиц. Также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Любопытно, но, например, в Московской области производители квадрокоптеров, которым надо было регулярно их тестировать на испытаниях, в итоге продавили свои интересы, и с 15 ноября ранее введённый запрет на использование дронов там отменили. Но в других регионах такой сценарий весьма маловероятен.

Как долго будет существовать запрет на квадрокоптеры? Официально постановление №799 отменят тогда, когда закончит действие режим повышенной готовности в Волгоградской области. По всей видимости, это произойдёт только по окончании спецоперации. А пока все, кто имеет хоть какое-то отношение к квадрокоптерам, будут находиться в подвешенном состоянии.

Подпишитесь