В начале XX века главным зимним праздником считался даже не Новый год, а Рождество. Как гулял народ, чем украшал елку и что ставил на стол, в материале издания «НовостиВолгограда.ру».
В дореволюционном Царицыне главную городскую ёлку можно было найти неподалеку от железнодорожного вокзала, рядом с домом известного в то время купца Александра Репникова или в парке «Аркадия», который располагался ближе к пойме реки Царицы.
Богатые купцы, понимая, что праздник себе могут позволить далеко не все, устраивали благотворительные рождественские вечера для детей из бедных семей с театрализованными представлениями. Так делал Александр Репников. Он ставил для малышей большую елку прямо у себя дома. Что интересно, игрушек на нее в то время не вешали, слишком дорого они стоили, разве что бумажные фигурки, поэтому вместо них висели конфеты в ярких фантиках, орехи, обернутые золочёной бумагой, баранки, яблоки, пряники.
После хоровода ёлку отдавали детям на «разграбление» - малыши с радостью забирали себе съестные украшения. Затем дерево снова наряжали и проводили новое мероприятие.
Сохранилась даже легенда, как Репников, приглашая бедных малышей на ёлку, заметил мальчика, который приходил несколько раз, унося в карманах лакомства. Ребенок рассказал купцу, что у него много братьев и сестер, а валенки всего одни, поэтому прийти на праздник и набрать угощений может только один. Репников сжалился и отправил за всей семьей тёплые сани, рассказывают в областном краеведческом музее.
И это похоже на правду. Дети шли на мероприятия пешком из отдаленных уголков города. Нередко семья отпускала всего одного ребенка - зимней одежды на всех не хватало, поэтому такой бойкий малыш мог приходить на праздник несколько раз, чтобы угощения дома хватило на всех братьев и сестер.
Первые ёлочные базары появились в Царицыне в конце ХIХ века. Открывались они на площадях 21-22 декабря. Выбирать зеленую красавицу горожане приходили всей семьей, оставив дома самых младших детей, чтобы для них елка была сюрпризом.
Богачи покупали сразу две ёлки. В качестве украшения использовались сладости и орехи с фруктами. На верхние ветки вешали баранки, а на нижние ветки – яблоки. Уже украшенные деревья можно было купить в кондитерских. После праздника «ёлка съедалась».
Первые стеклянные ёлочные игрушки стоили дорого. Российские игрушки делались из толстого стекла, из-за чего ветки под их весом нередко ломались. Украшения из самого тонкого стекла производили в Германии, но стоили они подчас дороже ювелирных украшений. Постепенно купцы стали наряжать елки мишурой и свечами, рассказывает в соцсетях краевед Роман Шкода
Одним из самых популярных рождественских блюд у царицан была каша, но варили ее по-особенному. Зерно рассыпалось по полу – к богатству и благополучию семьи. А рассыпали гречку дети, которые для этого специально ходили по домам. Пропев праздничные песни и получив за это скромные подарки, малыши разбегались, а хозяйка собирала зерно и варила кашу. Воду для каши должен был принести отец. Считалось, что чем скорее хозяйка соберет зерно, тем щедрее в этой семье созреет урожай в новом году.
Угощались также пирогами, а вместо салатов ели картошку. Семьи побогаче зажаривали поросенка, ставили на стол рыбу - заливную стерлядь, осетра, белугу, севрюгу, щуку, белорыбицу.
Купцы ели гуся печёного с яблоками, пельмени с осетриной, мясом и ананасом. Запивали розовым французским сухим шампанским. Но любили и обычные угощения - солёные огурцы или студень.
Гостей старались угощать щедро, дарить подарки и открытки.
В доме купца Репникова традиционно проводили вертеп — сказочное представление с использованием кукол, изображающих Святое семейство, библейского царя Ирода и волхвов. Молодежь разыгрывала сцену рождения Христа. Самой дорогой и нелюбимой ролью считался Ирод. Игравшему его выдавали двойную порцию пряников и конфет — «актер» мог иногда получить палкой от зрителей, так царицане сопереживали тому, что творилось на сцене. Иногда зрители даже платили за право побить Ирода.
Послушав фортепиано и фисгармонии в домашних музыкальных салонах, богачи шли на улицу. Нередко их забавляли кулачные бои — мясницкий ряд против грузчиков. Иногда в драке участвовали и сами, а отмечать победу или поражение любили в трактире.
Ходили богачи активно и в театры. «Конкордия» приглашала столичных певцов, а «Буфф» закатывал балы-маскарады после спектаклей.
Богачи также «гуляли» в здании Общественного собрания. Рядом заливался каток, устанавливались шатры, в которых продавалось спиртное и угощения. Излюбленным развлечением молодёжи было кататься с ледяных горок или разъезжать по городу на украшенных санях.
Бедные горожане веселились в дешевых трактирах и катались на замерзших Волге и Царице, которые превращались в бесплатные катки.
В книге «Храмы Царицына, Сталинграда, Волгограда» авторы Сергей Иванов и Василий Супрун пишут, что в 1717 году руководитель Царицынского духовного приказа протопоп Воскресенской соборной церкви Кондрат Иларионов был недоволен царицанами. Он писал, что те «проводили (праздник — ред.) в бесовских сонмищах (толпах — ред.), творили по дьявольской прелести со смехотворением кощунства».
Мужики нередко наряжались и водили «бесовую кобылку». Это был дохристианский обычай, когда два человека накрывались полотном, а впереди держали палочку с мордой лошади. Такой «кобылкой» они ходили среди толпы. Сверху садился еще один мужик. Так они ходили по дворам, где устраивали представления и получали за это сладости или деньги. Сейчас это кажется забавным, а для священнослужителей той эпохи это было ужасное действо, к тому же во время таких игрищ горожане забывали о богослужениях.
«В таких позорищах многие впадали в блуд», — отмечал протопоп Кондрат Иларионов. Со временем про обычай забыли.
В целом от Рождества до Крещения шли святки, у молодёжи были смотрины, богачи устраивали балы, а дети ходили колядовать по дворам.
Кстати, Рождество и Новый год в ту пору проходили на Скорбященской площади, ныне это пространство Комсомольского сквера, территория у Нового экспериментального театра и площади Павших борцов.
В 1919 году Рождество во многих российских городах оказалось под запретом — начались гонения на праздник и православие. Люди были вынуждены отказаться от празднования и атрибутов торжества. Елка вернулась в дома и на улицы города уже в Сталинграде. В 1935 году горожане снова начали украшать ёлку, но тогда она стала символом не Рождества, а Нового года.