Posted 5 января 2023, 05:45

Published 5 января 2023, 05:45

Modified 5 января 2023, 05:45

Updated 5 января 2023, 05:45

Троллейбусный 2022 год: как в Волгограде боролись за электротранспорт

Троллейбусный 2022 год: как в Волгограде боролись за электротранспорт

5 января 2023, 05:45
Фото: novostivolgograda.ru.
Прошедший год можно с уверенностью назвать троллейбусным. Весной на волгоградские дороги вышел новенький «рогатый» транспорт: маршруты появились там, где их давно не было. А уже летом город сотрясли требования волгоградцев вернуть электротранспорт в Кировский и Дзержинский районы.

Новые троллейбусы

Первая половина года ознаменовалась долгожданным обновлением подвижного состава МУП Метроэлектротранса. В апреле в Волгоград доставили первые 18 новеньких троллейбусов с автономным ходом, сейчас по городу-герою ездят все 56 единиц транспорта.

О планах закупить современные троллейбусы в город стало известно еще в конце прошлого года. Торги на поставку выиграло ООО «Автотехкомплект» из Нижегородской области. Компания, в свою очередь, представляет интересы белорусской ОАО «БАТЭ», управляющей фирмы холдинга «Автокомпоненты».

Обновление подвижного состава обошлось бюджету в 1,4 млрд рублей. Весной появились слухи о некоторых проблемах, связанных с поставкой транспорта на территорию Волгоградской области. В частности, депутат гордумы Илья Кравченко сообщил о проблемах с поставкой запчастей.

— Когда будут следующие троллейбусы, неизвестно. Запчасти стоят на границе Польши и Беларуси, а когда на завод подвезут китайские, никто не знает, — прокомментировал Илья Кравченко.

Тем не менее, уже в начале апреля все партии прибыли в регион и уже несколько месяцев радуют горожан нескольких районов города.

Волгоградские депутаты и чиновники неоднократно подчеркивали преимущества приобретенных троллейбусов перед обычными. Главный плюс — троллейбусы с автономным ходом могут самостоятельно проехать несколько десятков километров, благодаря чему отпадает необходимость протягивать контактные линии на новые участки.

Вместе с троллейбусами в Волгоград пришли и валидаторы, которыми раньше в ручном режиме управляли кондукторы, а теперь в автоматическом режиме они полностью вытеснили ил из салонов троллейбусов. Впрочем, поначалу горожане не спешили радоваться новинке, так как первое время техника выдавала множество ошибок, из-за чего время от времени в салонах возникали скандалы между пассажирами и контролерами.

Тем не менее, сами троллейбусы пришлись по вкусу волгоградцам. В меру тихие, просторные, с работающим климат-контролем — к такому комфорту в Волгограде до сих пор не привыкли, поэтому троллейбусы вызвали восторг большей части жителей.

Битва за электротранспорт

Всеобщая радость обошла жителей Кировского. Троллейбусы в районе упразднили еще в 2017 году, аргументируя такой шаг низким пассажиропотоком. Между тем, решение оказалось крайне непопулярным среди местных жителей — волгоградцы в разных формах требовали вернуть «рогатый» транспорт в свой район.

Новая волна скандалов прокатилась по городу уже в этом году после того, как был произведен демонтаж контактной сети на бывшем троллейбусном маршруте №18. В мэрии это объяснили соображениями безопасности, так как контактная сеть никем не обслуживается и уже было несколько аварийных обрывов.

Активистов ответ мэрии не устроил, и они решили обратиться напрямую к прокурору региона Денису Костенко, попросив его вмешаться в ситуацию. Волгоградцы сетовали на то, что пока северные районы города получают новые троллейбусы, в Кировском демонтируют контактную сеть — последнюю надежду на возвращение электротранспорта в район.

Спустя непродолжительное время после попыток найти справедливость в Волгограде, кировчане решили обратиться к спикеру Госдумы Вячеславу Володину и написали ему коллективное обращение. В прошлом году, как отметили активисты, благодаря Володину троллейбусную линию восстановили в родной ему Саратовской области. Видимо, на тот же результат рассчитывали и волгоградцы.

С лета 2022 кировчане записали несколько подобных обращений. Сам Вячеслав Володин подтвердил, что получал обращения из Волгограда и заявил о необходимости дальнейших обсуждений в форме парламентских слушаний.

По его словам, развитие электротранспорта — «это вопрос благополучия жителей наших городов». Он также раскритиковал чиновников, передающих троллейбусы и трамваи в концессии.

К своей проблеме волгоградцы решили привлечь не только спикера Госдумы, но и главу Следственного комитета. В сентябре кировчане направили Александру Бастрыкину обращение с просьбой завести уголовное дело на гендиректора МУП «Метроэлектротранс» Константина Шостака за ликвидацию контактной сети в районе.

Волгоградцы считают, что гендиректор нарушил права и интересы горожан, подписав приказ о демонтаже троллейбусной линии. По мнению активистов, действия Шостака подпадают под статьи 158, 167, 285-286 УК РФ: кража, уничтожение имущества, злоупотребление полномочиями.

Бастрыкин жалобы волгоградцев без внимания не оставил и поручил главе СУ СКР по Волгоградской области Василию Семенову провести проверку по указанным фактам. В октябре главный следователь страны также потребовал возбудить уголовное дело по доводам в обращениях граждан и представить ему доклад.

Впрочем, уже спустя два месяца активисты вновь записали видеообращение, адресованное главе СК России. В нем, а также в сопроводительных документах активисты пожаловались на намеренное, по их мнению, затягивание дела. Волгоградцы попросили Александра Бастрыкина забрать у волгоградских следователей уголовное дело и передать его в ГСУ центрального аппарата СК России.

Спустя непродолжительное время активисты подали еще одно заявление в Следственный комитет на представителей департамента городского хозяйства мэрии Сергея Комлева и Виталия Земцова, а также главного инженера «МЭТ» Антона Шитова. Горожане заподозрили их в служебном подлоге — якобы должностные лица вносили в документы заведомо ложные сведения об изношенном состоянии контактной сети, после чего последовала ее ликвидация.

Кое-каких сдвигов добиться активистам все-таки получилось, правда не совсем тех, что они ожидали. 10 октября по бывшему троллейбусному маршруту №18 запустили автобусы большого класса.

Однако такое решение совершенно не обрадовало волгоградцев. Активисты сетовали на неэкологичность и игнорирование главного их требования — возвращение в район именно троллейбусов.

11 октября в городе состоялось совещания с представителями Комитета транспорта и дорожного хозяйства. По его итогам был составлен документ, в котором содержатся рекомендации по проведению дополнительных исследований о целесообразности возрождения троллейбусного сообщения в Кировском районе. В частности, в Волгоградской облдуме рекомендовали провести оценку технического состояния контактной сети.

На период проведения всех работ в мэрии рекомендовали жителям пользоваться запущенным по маршруту автобусом.

Троллейбусы в Дзержинский

В начале декабря похожая троллейбусная эпопея разыгралась в Дзержинском районе города. Жители двух поселков Аэропорт и Гумрак записали видеообращение спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой посодействовать в возвращении электротранспорта по этим направлениям.

Они напомнили парламентарию, что в ноябре Госдума РФ приняла постановление № 2459-8 ГД о необходимости развивать троллейбусное движение в регионах. Жители поселков отметили, что пару лет назад в поселки хотели запустить троллейбус, однако в 2018 году контактная сеть вдоль шоссе Авиаторов была разрушена.

Местные жители потребовали от городских властей исполнить данное некогда обещание и восстановить троллейбусный маршрут №11, а также продлить линию до поселков. Активисты из Дзержинского района вновь повторили уже знакомый кировчанам тезис — «Автобусы и маршрутки не предлагать!». Чем ответит спикер Госдумы волгоградцам и ответит ли — узнать предстоит, очевидно, позже.

Хочется верить, что в новом году троллейбусных скандалов поубавится, а вот «рогатого» транспорта наоборот станет больше. Сейчас о планах по приоритетному развитию электротранспорта сообщают на самому высоком уровне, а значит надежда на светлое троллейбусное будущее остается.

Подпишитесь