Posted 27 декабря 2022, 13:29

Published 27 декабря 2022, 13:29

Modified 30 декабря 2022, 00:01

Updated 30 декабря 2022, 00:01

Топ ключевых тенденций 2022 года в банковской сфере

Топ ключевых тенденций 2022 года в банковской сфере

27 декабря 2022, 13:29
Фото: novostivolgograda.ru.
Изменившаяся экономическая ситуация в стране и мире привела к заметной трансформации банковского сектора. Какие направления стали более актуальными? Об этом рассказал первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Александр Ведяхин на итоговой пресс-конференции.

Валютная переориентация

Одним из ключевых изменений, затронувших как физических лиц, так и юридических, стала смена курса основных валют в сторону денежных единиц дружественных стран. На фоне остальных особенно выделяется китайский юань, интерес к которому резко возрос за последние месяцы.

«Вторая половина года прошла под знаком юаня, – рассказывает первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Александр Ведяхин. – Оборот по этой валюте вырос более чем в 60 раз – с 27 млн до 1,7 млрд в долларовом эквиваленте. Оборот юаней на биржевом рынке достиг 83 млн рублей, люди активно стали интересоваться этой валютой. Уверен, в следующем году этот тренд будет только развиваться».    

Количество клиентов Сбера, которые имеют вклады в юанях или совершают операции в китайской валюте, за год выросло более чем в 5 раз – с 40 тысяч человек в 2021-м году до 200 тысяч в 2022-м. Кроме того, на 40% выросло число клиентов, обменивающих валюту по безналичному расчёту. В этом году такие операции сделали 2,17 млн человек, а год назад их было 1,74 млн человек.

Господдержка бизнеса

Банки в этом году активно работали с корпоративными клиентами. К примеру, у Сбера их число уже превышает 3 млн, и за минувший год приросло ещё на 3%. Корпоративно-кредитный портфель составил 18 трлн рублей (+13,5% к 2021 году), и это показатели без валютной переоценки. Доля рынка в корпоративном кредитовании – 32,6%, а в малом и среднем предпринимательстве – 45,5%. Льготные кредиты на сумму 640 млрд рублей получили 45 тысяч предприятий МСП. Банк является лидером кредитования застройщиков жилой недвижимости, что имеет и важное социальное значение для россиян.

При этом взаимодействие с юридическими лицами эффективно развивалось и в контексте программ господдержки. Так, в 2022-м году 36 тысяч кредитов, выданных Сбером, были реструктурированы по государственным и собственным программам. В нынешних очень непростых условиях с экономической точки зрения это особенно важно.

В тесной работе с правительством РФ Сбер реализует 23 программы господдержки. В 2022 году помощь от крупнейшего банка страны получили 50 тысяч клиентов-юрлиц.  Отдельному юридическому лицу, особенно занятому в сегменте малого или среднего бизнеса, зачастую сложно разобраться в существующих программах и понять, какая именно подойдёт в конкретном случае. В этом смысле хорошим подспорьем может стать созданный банком конструктор программ господдержки, с помощью которого юридическое лицо может самостоятельно разобраться, в какую программу ему лучше заявиться. С другой стороны, Сбер также готов посодействовать бизнесу и подсказать конкретной организации или ИП, как государство может ему помочь.

Цифровая трансформация

Важнейшее значение в наше время приобретает цифровая трансформация в разных отраслях. Для любого современного предприятия это один из ключевых аспектов деятельности, поскольку без этого процесса долгосрочные перспективы у организации будут туманными.

Активно помогает в этом направлении своим клиентам Сбер. С 2021 года он реализовал более 50 комплексных цифровых отраслевых решений в 35 регионах России в сферах образования, туризма, транспорта, ТКО.

Отдельно стоит сказать и о совместном проекте Сбера и Федеральной налоговой службы по автоматизированной упрощённой системе налогообложения. Участниками пилотного проекта стали уже 600 клиентов.

Искусственный интеллект

Важнейшим драйвером развития взаимоотношений банка и клиента является технология искусственного интеллекта. В этом направлении также далеко продвинулся один из крупнейших банков России. По предварительным оценкам, финансовый эффект от внедрения искусственного интеллекта в Сбере в уходящем году превысил 230 млрд рублей.

Для чего нужен искусственный интеллект? Прежде всего, чтобы создавать новые продукты, развивать клиентоцентричный подход и улучшать клиентский опыт. Более того, некоторые решения при помощи ИИ принимаются не только быстрее, но и оптимальнее, чем это может сделать человек.

«За последние несколько лет наш банк прошёл путь от точечного применения искусственного интеллекта к его массовому внедрению, – объясняет первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Александр Ведяхин. – Мы поставили искусственный интеллект на службу нашим клиентам и сегодня на собственном опыте видим, что уже нет такого процесса, который ИИ не мог бы сделать более эффективным».

В 2023 году банк планирует ускорить развитие искусственного интеллекта, особенно в таких направлениях, как персональные предложения, кредитование, здравоохранение, оптимизация процессов и кибербезопасность.

Подпишитесь