Против такого сценария выступают родственники погибшего в отделе полиции волгоградца.
Шокирующая история, начавшаяся в самом начале 2018 года, закончилась только 6 июня текущего года очередным обвинительным приговором — 8 лет колонии строгого режима. В апелляции спустя несколько месяцев вердикт скостили до 7,5 лет.
Из-за апелляций, отмененного приговора и возвращения дела на новое рассмотрение задержанный все это время находился в СИЗО. В колонию он может так и не отправиться, причем это будет в рамках закона.
Расскажем обо всем по порядку и начнем с шокирующей истории подстроенного задержания потерпевшего Сергея Рябичева, которому будет не суждено пережить допрос с пристрастием и выбивание нужных показаний.
В материалах уголовного дела присутствует выдержка из протокола, и на первый взгляд теперь уже бывший полицейский Иван Балаба честно и результативно делал свою работу.
— 03.01.2018 года старшим оперуполномоченным группы по контролю за оборотом наркотиков ОП № 3 Управления МВД России по г. Волгограду Балаба И.А совместно с ХХ в Дзержинском районе у дома 31 по ул. Землячки был задержан Рябичев С. П., у которого в ходе личного досмотра было обнаружено и изъято 1,02 г N-метилэфедрона.
Таким образом, наркотик у Рябичева действительно был, и Балаба, доставив задержанного в отдел полиции, вполне резонно требовал признать этот факт.
Однако выяснилось, что попался Рябичев с тремя своими знакомыми не в результате рейда, а вследствие спланированной провокации.
— Балаба прибыл к двум ранее знакомым, являющимися лицами, систематически употреблявшими наркотические средства, к которым обратился с требованием оказать содействие в установлении лица, совершившее приобретение и хранение наркотического средства, которое Балаба И.А. задержит за незаконный оборот наркотических средств, на что они согласились, — говорится в материалах уголовного дела.
В результате двое наркозависимых разыграли распространенный сценарий — уговорили двоих товарищей приобрести наркотик, а как только появились полицейские, что называется, соскочили.
В итоге правоохранители получили повод поставить себе лишние галочки по числу задержанных за незаконный оборот наркотиков.
Задержание подозреваемых проходило на улице и не прошло гладко. Как свидетельствовали полицейские, к моменту появления оперативников компания уже успела употребить наркотик, поэтому реакция на появление людей в форме, обламывающих кайф, была агрессивная.
— В ходе задержания Рябичева при нейтрализации его вооруженного нападения на сотрудников полиции к нему была применена физическая сила и приемы борьбы, наручники, что укладывается в рамки закона «О полиции» и было актуально в данной ситуации, исходя из угрозы самопричинения вреда, а также причинения вреда окружающим гражданам и сотрудникам полиции, — следует из материалов уголовного дела.
Впрочем, сторона потерпевших впоследствии привела данные экспертов, которые сообщили, что в крови умершего от травм Рябичева не было достаточной концентрации веществ, чтобы назвать его состояние наркотическим опьянением.
С другой стороны, в отделе полиции задержанный провел более 15 часов, а за это время вполне можно протрезветь.
Родные погибшего, увидевшие его тело после, как установит следствие, допроса с пристрастием, пришли в ужас. Множественные кровоподтеки на лице, ссадины и черепно-мозговая травма, ставшая причиной смерти.
Эксперты установят, что «Балаба И.А. умышленно нанес потерпевшему не менее шести ударов своими руками в область головы и туловища, причинив тем самым телесные повреждения в виде: закрытой черепно-мозговой травмы, осложнившейся отеком-набуханием головного мозга».
Сторона защиты, чтобы хоть как-то оправдать такое рукоприкладство оперативника на суде приводила множественные свидетельства неадекватного поведения задержанного.
— Более 7 свидетелей показали, что Рябичев вел себя вызывающе, ругался нецензурной бранью в отношении сотрудников полиции, у него периодически наступали смены настроения, приступы немотивированной агрессии и злости по отношению к себе и окружающим людям. Он кричал несвязанные слова, бился головой, руками, ногами о мебель, пол, шкафы, и другие предметы мебели, — заявлял в суде защитник осужденного.
Однако даже такое поведение не оправдывает настолько рьяного исполнения своего служебного долга теперь уже бывшим полицейским. Тем более, что задержанный был не злостным нарушителем и опустившимся наркоманом, а обычным разнорабочим, изредка позволявшим себе употребление запрещенных веществ.
В обвинительном заключении формулировки гособвинения были предельно жесткие, а запрашиваемый срок равнялся 13 годам.
— Являясь действующим сотрудником полиции, Балаба превысил должностные полномочия, произвел незаконное задержание и лишение свободы Рябичева, к которому незаконно применил специальные средства, а также длительное время избивал, причинив тяжкий вред здоровью, повлекший смерть потерпевшего.
В итоге судебное следствие растянулось более чем на три года. 19 мая 2020 года Дзержинский суд вынес приговор, но в июне он был отменен облсудом. Затем был новый приговор райсуда и еще одно обжалование. Последний вердикт — 7,5 лет колонии строгого режима для бывшего полицейского Балабы.
Поскольку более половины этого срока он уже находится в СИЗО, то вполне может претендовать на замену неотбытой части наказания трудовыми работами. Вступившего в законную силу решения суда по данному вопросу пока нет.
Таким же правом недавно пытался воспользоваться авторитетный волгоградский бизнесмен Виталий Брудный, но суд в итоге ему отказал.