Posted 5 декабря 2022,, 18:12

Published 5 декабря 2022,, 18:12

Modified 5 декабря 2022,, 18:20

Updated 5 декабря 2022,, 18:20

Западные фильмы, рок-музыка и интернет. Как был пройден культурный кризис 1991 года

5 декабря 2022, 18:12
Политическая и экономическая обстановка оказывают огромное влияние на все сферы жизни. Когда рушится базис, неминуем и культурный кризис. Как наша страна возрождалась духовно и интегрировалась в мировое культурное пространство, расскажем в нашем проекте «Антология кризисов».

Наша страна сумела сохранить величайшие достижения советской академической культуры и русского классического искусства. А в новое время к ним добавилась свобода самовыражения и возможность творить без границ.

Отказ от цензуры

Вместе с распадом Советского Союза в прошлое ушла и советская культура, основанная на моральном кодексе строителей коммунизма.

За десятилетия граждане страны привыкли к фильмам отечественных режиссеров, где главными героями являлись рабочие, доярки, председатели колхозов, комсомольцы с горящими энтузиазмом глазами. Пределом мечтаний советских женщин были индийские мелодрамы, где показывали сказочно красивую любовь в экзотической обстановке, нередко с трагическим финалом. Из кинотеатров зрительницы выходили зареванными, но просветленными. Ведь они прикоснулись к тому, что находилось так далеко от их повседневной жизни с производственными показателями.

Музыкальные программы в СССР шли по радио и телевидению и тоже были идеологически выверенными. Полчаса классических произведений и народных песен и плясок. Затем что-нибудь про любовь к Родине и партии, а под занавес несколько шлягеров в исполнении известных и весьма заслуженных артистов. Иногда случалось невероятное: в какую-нибудь из передач включали запись зарубежных исполнителей, по большей части из социалистического лагеря.

Из всех престижных международных конкурсов знали лишь о тех, которые проводились в дружественных странах.

Доступ к современной западной культуре был практически закрыт. Иногда на «Мелодии» издавались иностранные винилы, но только те, где не было никакого намека на политику — например, Сандра, Modern Talking или красиво поющие о любви итальянские певцы. Немногие счастливчики становились обладателями пластинок, с которых вместо привычной лирики раздавались басы рока. Их переписывали на магнитофоны сотни раз и продавали нелегально.

В книжных магазинах на полках пылились труды классиков марксизма-ленинизма и более поздних политических деятелей, скучные произведения партийных писателей. Даже классические произведения русской и зарубежной литературы не всегда были в свободном доступе, что уж говорить о таких жанрах как детектив или фантастика. Произведения великих писателей-эмигрантов и вовсе были под запретом. За самиздат грозила уголовная статья.

Ветер перемен

И вдруг ворота открылись вместе с границами. В культурное пространство буквально хлынул западный контент. Это был настоящий поток, который обрушился на головы неподготовленных людей. Вместе с мировыми шедеврами новый рынок заполонили откровенно низкосортные фильмы и книги. Но россиянам все это казалось свежим глотком воздуха. После более семидесяти лет жесткой цензуры жители страны поверить не могли, что теперь можно слушать, смотреть и говорить что угодно.

Стали открываться первые видеопрокаты. Конечно, там демонстрировалось немало «шелухи», но вместе с тем можно было посмотреть фильмы, которыми восхищался весь мир. Доступными стали популярные боевики, «ужастики», мыльные оперы и многое другое.

Телевизионный экран перестал быть скучным. Появились новые развлекательные передачи и ток-шоу, куда приглашали и зарубежных гостей. Отечественные режиссеры вздохнули с облегчением: то, что было отправлено цензурой «на полку», нашло своего зрителя. Больше не было государственного контроля за съемками фильмов, авторы получили свободу творчества.

Россиянам стали доступны не только западная литература и кино. В страну начали приезжать с гастролями иностранные звезды первой величины. Им не меньше, чем нашим гражданам, хотелось заглянуть за «железный занавес».

Роковое время

В 1991 году спустя месяц после августовского путча на поле аэродрома Тушино в Москве состоялся грандиозный рок-фестиваль «Монстры рока», собравший элиту тяжелой музыки: Metallica, Pantera, AC/DC. По разным оценкам, концерт собрал минимум 700 тыс. зрителей.

Ярким явлением эпохи перемен конца 80-х — начала 90-х стал расцвет русского рока. «Аквариум», «Алиса», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Парк Горького» — кто из молодых людей тех лет не знал их! А песня «Мы ждем перемен!» стала манифестом социально активной молодежи.

На Западе узнали, что у нас есть не только классика: советский балет и симфонические оркестры, но и современное искусство и субкультура. В дальнее зарубежье стали выезжать наши музыканты, кинематографисты, художники, театральные коллективы. Российские модельеры устраивали модные показы, повергая в удивление и шок иностранных коллег.

Все великое начинается с копирования

Рыночный подход поменял отношения авторов и потребителей. Раньше «заказывало музыку» государство — оно определяло, что нужно создавать и давало на это средства. С одной стороны, это позволяло создавать великие произведения, не ориентируясь на вкус обывателя. С другой  — выйти за очерченные сверху флажки было почти невозможно. 

С распадом СССР бюджетное финансирование культуры сократилось до минимума — государство почти не выделяло денег на кино, театры, библиотеки, музеи, которые функционировали главным образом на энтузиазме преданных искусству людей. Одновременно российским исполнителям нужно было как-то конкурировать с хлынувшим потоком западного контента. На государственные деньги рассчитывать не приходилось, нужно было зарабатывать, подстраиваясь под зрителя. Но талантливые артисты быстро справились с изменением условий и со временем стали сами влиять на мировые тренды

«В начале 1990-х было очень много копирования западных идей — народ ничего раньше иностранного не видел, поэтому исполнителям было легко вот таким образом „импортозамещать“. Например, клип Богдана Титомира „Делай как я“ — это полностью переснятый клип английской евродэнс-группы C& C Factory „Gonna Make You Sweat“. На всех российских певиц произвела впечатление Мадонна, и все хотели быть на нее похожи — Лика Стар, Линда и многие другие. В этом нет ничего страшного, ведь на основе переделок появляется что-то свое, все великое начинается с копирования. Так в России появилась такая группа, как „Тату“, с которой уже западные люди что-то стали копировать», — комментирует музыкальный критик Олег Кармунин.

А уже в наше время положительные стороны госфинансирования реализовались в виде механизма конкурсов и грантов. Авторы могут предложить идею для нового фильма, сериала, постановки или экспозиции, все инициативы проходят строгую комиссию и лучшие из них получают средства от бюджета на исполнение задуманного.

Появление интернета

Настоящим прорывом того времени стало появление интернета в крупных городах и зарождение рунета. Это сыграло немаловажную роль и в политических событиях. Во время путча был обеспечен доступ к сети из Белого дома, через сеть Релком было распространено обращение Ельцина и страна узнала правду о событиях, происходящих в Москве. 

Свобода вероисповедания

Начало 90-х часто называют периодом бездуховности, однако именно в эти годы прекратились гонения на церковь. Был принят закон о свободе вероисповедания. Началось восстановление и строительство храмов. Люди принимали таинство крещения, не боясь осуждения. Многие черпали силы именно в православной вере, которая помогла пережить тяжелые времена. По всей стране восстанавливаются церкви, а в центре Москвы заново строится Храм Христа Спасителя.

Творчество без границ

Кризис советской культуры многое изменил в мировоззрении россиян.

  • Перемены дали новые источники вдохновения и новые свободы
  • Россия унаследовала от СССР мощную основу культурной сферы: огромное количество музеев, театры, кино, балет, литературу, сильные творческие школы самых разных направлений.
  • На крепком советском фундаменте возникли рыночные механизмы — зритель получил огромный выбор, а артисты — возможность достойно зарабатывать
  • Свобода самовыражения до сих пор дает возможности для появления новых шедевров
  • Российское искусство открылось для заграничных ценителей — не только академическое, но и массовое
  • Государство не диктует свою волю авторам, но поддерживает лучшие творческие идеи посредством конкурсов и грантов.
"