Как быть с дефицитом легковых авто в России

24 ноября 10:52
Фото: novostivolgograda.ru
Механизм параллельного импорта автомобилей в России пока практически не реализуется, а с собственным производством есть серьёзные проблемы. В результате сформировался дефицит даже популярных марок. Чего уж говорить о ценах.

Эксперты отмечают, что спрос на авторынке сейчас остаётся высоким, однако действенных мер по восстановлению предложения до сих пор нет. «Новые Известия» попытались разобраться, почему так происходит.

По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, Россия сейчас находится в состоянии абсолютного дефицита. И если раньше продавалось в среднем порядка 1,5 млн автомобилей в год, то сейчас речь идёт максимум о 500-600 тысячах, да и то при самых оптимистичных раскладах. Всё упирается в том числе и в огромные цены, которые рождает дефицит.

Если до этого в России делали ставку на развитие конкуренции среди локальных производителей, то сейчас эксперты резонно ожидают активизации отношений с китайским автопромом. Но пока шаги в этом направлении если и делаются, то очень осторожно. Главным образом таких действий ждут от губернаторов Калининградской области, Татарстана, Приморского края, а также Санкт-Петербурга и Калужской области, где остановилось производство иномарок.

Государство со своей стороны пытается исправить ситуацию за счёт программ субсидирования. К примеру, возмещает 20% стоимости отечественного авто при покупке в кредит (для Дальнего Востока даже 25%). А на электромобили федеральные субсидии составляют 35% стоимости (при лимите в 925 тыс. руб.). Но цены при всём при этом даже на российские автомобили остаются высоченными, а отечественный электромобиль «Evolute i-Pro» (по факту это слегка адаптированный китайский электрокар «Dongfeng Aeolus E70») стоит более чем в 2 раза дороже, чем его китайский прототип.

В силу ряда причин параллельный импорт автомобилей в России не получается. Во-первых, для этого, по правилам Техрегламента Таможенного союза, требуется разрешительная документация непосредственно от автопроизводителя. Либо, если таких документов нет, по каждой машине придётся оформлять 22 протокола испытаний, и делать это можно только на специальном полигоне в подмосковном Дмитрове. Вот и получается, что параллельный импорт пока ограничивается лишь завозом автомобилей в частном порядке с оформлением в основном на физических лиц, причём чаще подставных. Это делается из-за более выгодных «тарифов» на растаможку.

В конечном счёте покупатель автомобиля в сегодняшних реалиях оказывается перед выбором — либо приобрести дорогое авто без гарантии, импортированное частным образом, либо купить машину через официального дилера и с гарантией, но по очень большой цене. Оба варианта, понятное дело, малопривлекательны. А других, увы, пока на горизонте не видно.