Posted 24 ноября 2022, 12:29
Published 24 ноября 2022, 12:29
Modified 31 января 2023, 09:15
Updated 31 января 2023, 09:15
Гражданские дела, которые рассматриваются на основе наследственного и семейного права, чаще всего получаются скучными и рутинными.
Однако, данный процесс приковывает к себе внимание размером наследственного «куша» - речь о десятках миллионов рублей. А также некоторыми странностями процесса, которые очевидны даже обывателю. Это участие прокурора в интересах одной из сторон, неожиданный перенос дела по подсудности из Сочи в Волгоград, а также ряд решений и определений, которые настолько спорные, что только добавляют интриги к этой и без того занимательной истории.
12 февраля текущего года в Сочи на 92-м году жизни скончался известный волгоградский предприниматель Герасим Артемов.
Вот лишь основные его жизненные достижения: командор Ордена Константина Великого, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный строитель, почетный химик СССР, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Знак Почета и многих других наград.
В советское время он прошел путь от инженера-строителя до предприимчивого «хозяйственника». В начале 90-х Герасим Иванович основал АООТ «Консорциум Универсал строй», а также коммерческий банк в форме товарищества с ограниченной ответственностью «АКОбанк-Волга». Артемов был настолько успешным предпринимателем, что мог позволить себе в 1996 году финансировать предвыборную кампанию претендента на губернаторский пост Ивана Шабунина, также ратуя за развитие экономики и промышленности региона путем восстановление разрушенных хозяйственных цепочек.
Последние 30 лет неизменной спутницей жизни Герасима Артемова была Евгения Фищук, которая некогда занимала пост начальника Управления торговли Исполнительного комитета Волгоградского областного совета, а затем администрации Волгоградской области.
После выхода на пенсию последние 15 лет пара путешествовала по миру, а с 2017 года они занялись совместной писательской деятельностью. Результатом творческого и любовного союза стали несколько книг. Например, в автобиографичной «Макарихе» подробно изложена совместная жизнь супругов.
Под конец своего земного пути в августе 2021 года Герасим Иванович посчитал справедливым зарегистрировать законный брак с Евгенией Сергеевной, а так же оформить завещание, чтобы после смерти не возникло позорной дележки имущества, и можно было со спокойной совестью отойти в мир иной.
Поэтому и регистрация барка, и оформление завещания проходило при максимальном количестве свидетелей – около 20 человек и в присутствии нотариуса в городе Сочи.
Кроме того, супруг еще при жизни подыскал место для совместного с Евгенией Сергеевной захоронения, заказал совместный памятник, чтобы оборудовать нечто вроде семейного склепа.
Данная лирическая нота в этой истории не случайна и имеет важное значение. Ведь вторая сторона затем в суде будет доказывать, что Евгения Сергеевна была при Герасиме Ивановиче максимум сиделкой, а не какой не законной женой и спутницей жизни.
Итак, по документам Герасим Иванович, находясь еще в добром здравии, завещал все свое имущество законной супруге, с которой они в любви и мире прожили около 30 лет.
Причем последние полтора десятка лет в Сочи, что также является важным моментом данной истории. Поскольку имущественный спор там и должен был рассматриваться, а не переноситься в Волгоград.
У Герасима Ивановича есть единственный сын. В сентябре 2021 года у него серьезно испортились отношения с отцом из-за брака с Евгенией Фищук. На момент смерти отца ему исполнилось 60 лет. По закону он получил право на обязательную долю в наследстве – согласно ст. 1149 ГК РФ – половина от половины.
Вторая сторона в лице вдовы Евгении Сергеевны и ее сына Александра, то есть пасынка Герасима Ивановича великодушно, руководствуясь строгими моральными принципами, предложила Игорю разделить все наследство строго пополам, чтобы он получил не четверть, а в два раза больше. Ровно половину.
Родные сначала договорились, но затем сторона сына покойного захотела забрать все. По крайней мере, об этом говорят иски в Центральный суд Волгограда с требованием признать и брак, и завещание недействительными.
Итак, сын покойного обратился в Центральный районный суд Волгограда с исковым заявлением о признании завещания недействительным.
Судья Светлана Шепунова провела полноценное «предварительное судебное следствие», однако ответчика Евгению Фищук почему-то не известили. По крайней мере, к нему никакие документы о явке не поступили.
Затем прокурор Центрального района Волгограда Сергей Пашкевич обратился в тот же районный суд с исковым заявлением о признании брака недействительным, указывая произвольный адрес ответчика и с расплывчатой формулировкой, что та якобы проживает в центре Волгограда.
Судья уже через 9 дней назначил основное судебное заседание. Опять же без извещения ответчика представитель истца и помощник прокурора подали одинаковые ходатайства об объединении двух гражданских дел (об аннулировании завещания и брака) в одно.
22 августа текущего года судья Шепунова объединила оба гражданских дела. Затем оно было передано судье Александре Любченко.
Вторая сторона (вдова покойного) едва ли не случайно узнает о процессе, который начинается без ее участия и уже идет в разрез не только с их интересами, но главное с нормами закона.
- Наследственное дело открыто в Сочи, мама прописана в Сочи, сын покойного прописан в Сочи, большая часть недвижимости находится в Сочи. Причем здесь Волгоград? И как понимать, что прокурор выступает истцом в интересах частного полностью дееспособного лица в деле о наследстве, – недоумевает пасынок Герасима Ивановича Александр Фищук, который защищает в этом деле интересы своей матери Евгении Сергеевны.
При изучении судебных документов корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру»
выяснили, что иск прокуратура Центрального района города Волгограда стал результатом того, что прокуратура провела проверку соблюдения семейного законодательства в отношении гражданки, зарегистрированной и проживающей в городе Сочи Краснодарского края, что также несколько нелогично.
Сейчас процесс в самом разгаре. Истцы пытаются доказать, что покойный был неспособен понимать значение своих действий и руководить ими. На юридическом языке это называется «порок воли». Вторая сторона завила более 10 свидетелей, которые уверенно говорят, что Герасим Иванович до последних дней жизни был в полном душевном здравии. И это по его инициативе за полгода до смерти было составлено завещание и заключен брак в присутствии нотариуса и 20 свидетелей под видеозапись, которая также есть в распоряжении нашей редакции.
Дело настолько щепетильное, что даже промежуточные судебные акты сторона, доказывающая легитимность завещания и брака, вынуждена оспаривать в Волгоградском областном суде.
На 30 ноября там назначено рассмотрение очередной жалобы.
Редакция издания «НовостиВолгограда.ру» продолжит следить за судьбой необычного судебного процесса о конфликтном разделе наследства, где происходят такие неожиданные повороты с точки зрения юриспруденции.