Ни для кого не секрет, что кризис в индустрии начался еще в 2020, во времена ковидных ограничений. Тем не менее, спад этого года значительно превзошел пандемийный, на что указывают различные исследования.
Если в 2020 и 2021 в среднем количество еженедельных визитов в кинотеатры держались в России на уровне около 3 млн, с пиковым значением в 7,4 млн, то после начала спецоперации средние показатели упали до 1 млн. Пиковое значение при этом составило 2,2 млн в марте. Показатели летом текущего года опускались до планки 800 тысяч человек в неделю, что чрезвычайно мало. Осенью эта тенденция продолжилась.
— После весны посещаемость упала в два-три раза. Обычно среднее количество зрителей в неделю, кроме пиковых периодов таких как Новый год, было 2,5-3,5 млн. Ожидаемое количество для начала октября было бы 2-3 млн, но фактически оно составило только 864 тыс человек. Это статистика Фонда кино. После объявления мобилизации посещаемость просела на 100 тыс человек в неделю, но в середине октября произошел всплеск (до 1,3 млн), так как люди пошли в залы на «Сердце Пармы». Частичная мобилизация не слишком усугубила ситуацию. — Елена Дубовченко, эксперт в области медиабизнеса, экс-генеральный директор Sony Pictures Television в России, Восточной Европе и странах СНГ.
В целом в этом нет ничего удивительно, Голливуд ушел из России и забрал с собой приличную часть зрителей. На протяжении последних двадцати лет западный контент составлял 70% российского кинопоказа и, по словам экспертов, способствовал ежегодному приросту индустрии на 20–25%. Прошло уже 9 месяцев и стало очевидно, что заполнить образовавшуюся брешь российским кинематографом не получается.
Отечественное кинопроизводство не справляется с возросшей нагрузкой. Фильмы в кинотеатрах вроде бы есть, но подавляющее большинство из них весьма сомнительного содержания. Те немногие картины, что имеют потенциал и могут привлечь массового зрителя обратно в кинотеатры, проводят очень слабую рекламную компанию, не под стать голливудским гигантам.
— Практика показывает, что зрителя в кинозал нужно приглашать. Западные киностудии начинали рекламную кампанию еще до завершения съёмок фильма и выделяли крупные бюджеты. Например, рекламный бюджет блокбастера с участием суперзвезды мог составить 150 млн. рублей, для фильма с менее звездным актерским составом — 50-60 млн. рублей. Кино становилось событием, зрители охотно шли в кинотеатр, попутно узнавая о других новинках. Очевидно, что такие бюджеты не по карману российским дистрибьюторам, к тому же интерес зрителей значительно сместился в онлайн пространство. — Елена Дубовченко, эксперт в области медиабизнеса, экс-генеральный директор Sony Pictures Television в России, Восточной Европе и странах СНГ.
По итогу не все российские кинотеатры оказались способны продолжать свою работу в условиях низкой посещаемости — 125 из них закрылись к сентябрю. Волгоград эта тенденция пока обошла стороной. Однако местные кинотеатры не отрицают, что ситуация, наблюдавшаяся с весны, почти не поменялась.
— Выручка относительно прошлого года конечно же упала. В среднем на 70%. Основную кассу формировали фильмы западных кинокомпаний. Если рассматривать тенденцию относительно весны, то ситуация меняется как в положительный, так и в отрицательный диапазон. Все зависит от фильмов в прокате. Например, фильму «Сердце Пармы» удалось сформировать положительную динамику в выручке. В общем формате ситуация с весны не изменилась. — Представитель кинотеатра «Синема 5 Волгоград».
Сейчас кинотеатрам остается надеяться лишь на качественный российский кинематограф. Фильмов, как отмечают эксперты, много, но люди не хотят идти на все подряд, и вдумчиво подходят к выбору картины.
Местные кинотеатры предпринимают разные попытки привлечь зрителей в кинозалы. Кто-то начал заманивать волгоградцев уникальной возможностью арендовать целый зал для просмотра фильма или даже корпоратива, кто-то пустил в прокат телепередачи вроде «Беременна в 16», где-то волгоградцев до сих пор пытаются заманить показами нетленной классики.
Некоторые волгоградские кинотеатры пошли дальше и с лета работают по схеме так называемого «предсеансового обслуживания». Ее суть заключается в том, что при покупке билетов на российский фильм, зритель как бы в подарок получает возможность посмотреть сначала голливудский блокбастер. Впрочем, такая схема не совсем легальна в рамках российского законодательства. Эксперты отмечают, что кинотеатры, практикующие подобные вещи, «ходят по грани». В данный момент из-за сложной ситуации в сфере, на них смотрят как бы «сквозь пальцы», однако ситуация может легко перемениться и в худшую сторону.
Цены на билеты также практически не изменились с весны. Кинотеатры решили не отпугивать зрителей отсутствием громких премьер вкупе с повышенной стоимостью, поэтому приобрести билеты в некоторых из них можно по-прежнему за 150 рублей. В среднем же цена по городу составляет 200-250 рублей с человека. Стоит отметить, что дополнительным стимулом для молодых волгоградцев часто служит возможность посетить сеанс бесплатно по «Пушкинской карте».
В расписании волгоградских кинотеатров теперь часто встречаются форматы, не относящиеся к кино. На сайтах можно приобрести билеты на фотовыставки, посмотреть футбол или концерт.
— У нас, например, проходят различные фестивали и мероприятия. Недавно прошел уникальный показ «Ночь пожирателей рекламы» — это ежегодный сборник лучших мировых рекламных роликов от Жана Мари Бурсико. В наших кинотеатрах довольно много событий, фильмов и акций, которые направлены на привлечение зрителей. Кроме того, для кино продолжает действовать и «Пушкинская карта». — Представитель кинотеатра «Синема 5 Волгоград».
Новое время диктует новые условия, и, кажется, теперь кинотеатры все больше отходят от своей первородной функции, постепенно мутируя в развлекательные медиацентры.
9 месяцев кинотеатры посылали властям сигналы SOS, стараясь привлечь внимание профильных комитетов и ведомств. За это время было несколько инициатив, связанных с поддержкой кинотеатров. Однако до сих пор никакой практической помощи оказано не было. Индустрия до сих пор находится в режиме свободного падения.
— Ушёл Голливуд — кинопрокат не может больше функционировать. Его не спасёт никакое азиатское, никакое индийское, никакое корейское и даже никакое авторское европейское кино. Наш отечественный кинопрокат был заточен только под Голливуд и требуется серьёзная его перестройка для того, чтобы он начал хоть как-то нормально функционировать в нынешних условиях. — Родион Бельков, кинорежиссёр, продюсер, генеральный директор ООО «Кинопроизводственная и театральная компания «ЕРМАК».
По мнению ряда экспертов, спасти кинотеатры при помощи отечественного кино можно, но для этого необходима системная работа. В первую очередь нужно увеличить финансирование отечественного кинопроизводства.
— Выходом из сложившейся ситуации видится наращивание объёмов кинопроизводства, прежде всего в жанре семейного кино. Да, придется немного подождать: на создание фильма уходит от двух до трех лет, однако сегодня есть уникальный шанс создать отечественное киноискусство, которое вернет зрителя в кинозал. — Елена Дубовченко, эксперт в области медиабизнеса, экс-генеральный директор Sony Pictures Television в России, Восточной Европе и странах СНГ.
Сейчас, по имеющимся данным, Министерство культуры как и в прежние годы финансирует не более 70 фильмов в год. Однако в нынешних условиях такого объема недостаточно.
Российским киностудиям нужно время для того, чтобы адаптироваться к новым задачам. Но сейчас время — главный враг кинотеатров. Кинозалы продолжают пустеть, а доходы продолжают падать. Успех отечественного фильма «Сердце Пармы» явление быстро проходящее, в отличии от затяжного кризиса. Поэтому для индустрии столь важно оперативное принятие мер поддержки на законодательном уровне.
И кажется, процесс уже запущен. Не так давно Совет Федерации предложил законопроект о принудительном лицензировании иностранного контента для офлайн кинотеатров. За это иностранным компаниям будет полагаться процент от выручки, если те заведут соответствующие счета в России.
— Это необходимо, чтобы поддержать кинопрокат до тех пор, пока отечественная киноиндустрия не наберёт нужные обороты, поскольку специалисты говорят, что к моменту, когда отечественное кино будет готово в нужном объёме выйти на экраны, в России может не остаться кинотеатров. — Родион Бельков, кинорежиссёр, продюсер, генеральный директор ООО «Кинопроизводственная и театральная компания «ЕРМАК».
Однако нынешняя редакция законопроекта оказалась весьма спорной, и не все крупные игроки в индустрии его поддержали из-за страха вторичных санкций в отношении их иностранных бенефициаров. Сейчас законопроект собираются править с учетом мнений крупных игроков, и не исключено, что вскоре кинотеатры все-таки получат так необходимую им поддержку.
Сейчас кинотеатрам живется нелегко. Новую реальность, в которую резко окунулась индустрия, наконец начинают осознавать и «наверху». Какими бы пессимистичными не были прогнозы, тот факт, что бизнесу удалось продержаться с ранней весны до поздней осени дает надежду, что корабль киноиндустрии отнюдь не потоплен, и в течение следующего года нам все же удастся наблюдать медленный, но выход из кризиса.