Posted 24 октября 2022,, 05:00

Published 24 октября 2022,, 05:00

Modified 24 октября 2022,, 06:28

Updated 24 октября 2022,, 06:28

Вопреки санкциям: какие сферы оказались в выигрыше от спецоперации?

24 октября 2022, 05:00
Нынешняя ситуация в стране и мире в целом, разумеется, негативно сказывается на экономике. Однако есть несколько сфер, которые не только не потеряли, но и приобрели на фоне спецоперации и санкций. Кто-то в силу особенности отрасли, а кто-то из-за отсутствия моральных принципов. Кому же на Руси стало жить хорошо?

От туризма до ремонта

Напряжённые отношения с зарубежными странами дали очередной толчок развитию внутреннего туризма. Предыдущий был связан с коронавирусными ограничениями в период пандемии. После начала спецоперации и реакции Запада интерес к заграничным путешествиям у россиян снизился. А когда полетели санкции и запрет на использование банковских карт в ряде стран, то количество туров в Европу уменьшилось ещё сильнее.

Тут-то и пошла новая волна популярности отдыха в России. Летом наблюдался дикий ажиотаж в Сочи и многих других курортах Краснодарского края. Вырос спрос на туры по Золотому кольцу, на Байкал, туристов стали больше привлекать поездки в Казань, Карелию, на Ставрополье и в республики Кавказа.

— Летом отмечался большой наплыв туристов, в том числе по тем направлениям, которые обычно в этот сезон не пользовались таким спросом. Речь, например, о санаториях Кавказских минеральных вод. Пляжных отдых на Черном море пользовался летом повышенным спросом, в силу ограничения вылетов из ряда регионов в Турцию. Но уже осенью наблюдается заметное снижение активности в целом по рынку. Сейчас «включился» фактор отложенного спроса, многие переносят отпуска и ранее запланированный отдых с осени на более поздний период. Многие пока даже не загадывают на зимнее время, откладывая поездки еще дальше.Екатерина Калинова, менеджер ООО «Клуб путешественников»

Что характерно, использовать сложившуюся ситуацию себе во благо, но с прицелом на будущее, решились немногие представителей туристического рынка. Сиюминутная выгода, как правило, оказывалась желаннее прибыльных перспектив. Однако, даже в Волгограде есть положительные примеры. На одной из известных турбаз в Волго-Ахтубинской пойме владельцы вложились в инфраструктуру и сейчас обустраивают большой бассейн и проводят благоустройство территории. Еще одна база отдыха, специализирующаяся на клубном отдыхе, расширяет номерной фонд и также благоустраивает территорию.

Параллельно с туристическим бизнесом отличный шанс «проявить себя» получил и гостиничный. Потенциальный уход из России крупных брендов (Hilton, Marriot, Hyatt рассматривают такой вариант) откроет перед отечественными компаниями заманчивую перспективу занять освободившиеся ниши. Впрочем, сейчас с трудом верится, что эти сети полностью покинут российский рынок, но активность в нашей стране они, тем не менее, снизили.

В какой-то степени свою выгоду извлёк и бизнес, связанный с производством мебели, товаров для ремонта и рынок сопутствующих услуг. Такая тенденция была характерна для весны этого года, когда после начала событий на Украине и последовавших за этим мировых потрясений россияне стали искать, куда вложить деньги. Кто-то открывал счета и вклады в банке, а кто-то покупал недвижимость, что в дальнейшем зачастую требовало ремонта.

Повышенный спрос на эту категорию товаров стимулировал, как ни странно, и уход некоторых зарубежных брендов с отечественного рынка. Во-первых, все мы помним, как народ бросился скупать остатки ассортимента в IKEA, OBI (эта сеть впоследствии вернулась в несколько ином формате). Во-вторых, исчезнувшие позиции заполнились товарами из других стран — например, из Китая, Индии, Турции, Белоруссии.

Программисты «в шоколаде»

В плюсе от спецоперации оказалась и российская сфера IT. Да, немалая часть программистов покинули страну и уехали за границу. Но большинство из них и до этого работали на зарубежные компании. Зато оставшиеся стали гораздо востребованнее и получили намного больше возможностей.

Повышенный спрос на такие услуги объясняется легко — многие иностранные бренды в рамках антироссийских санкций ушли с российского рынка либо приостановили свою деятельность. В том числе это коснулось вопроса программного обеспечения, технической поддержки в IT и т.д. Все эти задачи теперь легли на плечи российских программистов, у которых значительно расширился функционал и вырос объём предоставляемых услуг.

«Наиболее востребованными направлениями стали компьютерная безопасность, облачные услуги и все связанные с этим специальности, — поясняет серийный ИТ-предприниматель, венчурный инвестор, основатель ГК ITGLOBAL.COM и Технопарка „ИТ Крым“ Дмитрий Гачко. — Причина роста этих направлений одна — миграция с зарубежных сервисов на отечественные продукты. Безопасность и инфраструктура — это те услуги, которые нужны практически любому бизнесу. А в ситуации, когда многие лишились доступа к привычным зарубежным сервисам, рост отечественных решений неизбежен».

Эксперт также отмечает, что в обозримом будущем возможна стагнация рынка труда для IT-специалистов, особенно тех, кто уехал за границу. Зарубежный рынок сильно сокращается и не факт, что наши айтишники смогут там получать достаточное количество предложений о работе.

Армейские товары

Мощным драйвером рынка товаров, напрямую или косвенно связанным с использованием военными, стала частичная мобилизация, объявленная в России с 21 сентября. С этого дня наблюдается резкий всплеск продаж экипировки (от наколенников и налокотников до бронежилетов), спальных мешков и т. д. Ажиотажный спрос подогревали и многочисленные разговоры о том, что с оснащением одеждой и обувью в зоне боевых действий сложилась непростая ситуация.

По данным сервиса Sellematics, исследования которого приводит РИА Новости, всего за неделю с момента объявления частичной мобилизации в России на маркетлейсах (Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет) продажи берцев выросли примерно в 3 раза, бронежилетов — в 2,5 раза, балаклав — в 2,4 раза, спальных мешков — в 1,7 раза.

Помимо чисто армейских, спрос вырос и на сопутствующие товары. К примеру, отмечается волна повышенного интереса к кнопочным телефонам, поскольку именно такие аппараты было разрешено брать в зону боевых действий призванным в рамках частичной мобилизации. Но тут важно учитывать, что кнопочные телефоны — это очень бюджетный сегмент, и даже на повышенном спросе сильно много не заработаешь. То ли дело бронежилеты, стоимость которых в зависимости от степени защиты и конфигурации может доходить до 100 тысяч рублей. Кто-то покупает и пуленепробиваемые кевларовые шлемы, которые тоже стоят в среднем от 50 тысяч рублей.

Как обычно бывает при ажиотажном спросе, цены на все эти позиции сразу пошли вверх. В среднем, по данным всё того же Sellemarics, рост цен составил 20%, но в отдельных случаях спекуляции достигали и двукратных размеров в сравнении с первоначальной стоимостью товаров. Дороже стали даже некоторые медицинские изделия и препараты из категории «аптечка» (жгуты, бинты, пластыри, обезболивающие, активированный уголь и т. д.).

В ФАС даже предупреждали компании, торгующие внезапно ставшими слишком востребованными товарами, о недопустимости такой ценовой политики. А 30 сентября антимонопольная служба направила запрос в торговые сети «Военторг», «Спортмастер» и Hakki, в котором попросила обосновать рост цен на некоторые категории товаров. Однако далеко не всегда виноваты сами магазины — зачастую ещё поставщик завышает закупочную цену и ставит продавца в сложное положение, фактически не оставляя ему выбора.

Спрос рождает жажду наживы

Но даже несмотря на повышение цен, полки специализированных магазинов опустели достаточно быстро — покупатели опережали доставку новых партий товаров. Проблемы с наличием коснулись не только непосредственно армейского снаряжения, но и других товаров, которые могут быть полезны в полевых условиях. Это прежде всего популярные предметы из туристической категории: дождевики, термобельё, наборы посуды и термосы, фонарики и т. д. А ещё некоторые маркетологи стали использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах и начали продвигать различные товары с прицелом на их потенциальное использование на фронте (наушники для стрельбы, рации, приборы ночного видения и т. п.).

О взлетевших ценах на армейское снаряжение заявила и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на пленарном заседании. Она призвала тщательно разобраться в причинах этой проблемы и поручила комитету Госдумы по обороне проверить в том числе мощности по выпуску экипировки и оценить их потенциал.

«Цены на самые необходимые предметы для комплектования мобилизованных выросли до небес. Непонятно, почему и на каком основании. Надо со всем этим разбираться», — отметила Матвиенко.

Есть информация, что Правительство РФ готовит постановление, которое должно будет урегулировать ситуацию со взрывным ростом цен на такие товары. А по инициативе Владимира Путина начинает работать координационный совет, в задачи которого в том числе будет входить контроль за обеспечением военнослужащих всем необходимым. Его возглавил премьер-министр Михаил Мишустин.

Похожая ситуация до этого возникала в пандемию со средствами индивидуальной защиты. На масках и перчатках наживались многие продавцы, задирая цены на фоне бешеного спроса. Когда же масочный режим отменили, остатки больших запасов уже пытались продать по гораздо меньшим ценам. Хочется верить, что нынешний ажиотаж спадёт достаточно быстро и в обозримом будущем исчезнет необходимость интересоваться такого рода товарами. Уж больно затянулся конфликт, который ломает жизни одним и обогащает других.

"