Posted 7 октября 2022, 13:27
Published 7 октября 2022, 13:27
Modified 7 апреля 2023, 12:27
Updated 7 апреля 2023, 12:27
Из-за экстренного характера переезда многим соотечественникам пришлось покупать авиабилеты за десятки и даже сотни тысяч рублей. Другим волгоградцам, часто без еды и воды, стоять в километровых очередях на пограничных пунктах пропуска, подвергаясь агрессивным нападкам жителей Палласовского района за отсутствие патриотизма.
Если добавить к этому изменение семейной ситуации — не все смогли взять жен и детей, а также потерю работы из-за невозможности дистанционного формата, то получается не такая уж радостная картина временной эмиграции.
Журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» разбирались, стоило ли оно того. А главное, сколько в будущем будет стоить такой отъезд в страны ближнего зарубежья в плане расходов на аренду жилья, питание и бытовые услуги.
35-летний уроженец Волгограда Алексей, проживавший последние годы в Санкт-Петербурге и трудившийся в IT-компании в HR-отделе, вот уже вторую неделю находится в столице Армении Ереване. По его словам, он уехал не столько от возможного призыва, сколько от проблем, связанных с транзакциями от иностранных компаний на свой российский счет.
Но частичная мобилизация стала последней каплей. Жену и ребенка наш собеседник пока не перевез. Однако с учетом возможности дистанционной работы эта финансовая ноша будет ему по силам.
Но есть и другой фактор. Алексей пока не уверен, что Армения — конечная точка маршрута. Как идеальный, он рассматривает для временной эмиграции Португалию или Кипр.
— Самое дорогое, что здесь есть — это жилье. Цены резко взлетели, люди сдают свои квартиры, а при этом живут у родственников, чтобы просто денег заработать. Потому что страна, честно говоря, бедная, а тут такая выгодная ситуация с наплывом туристов, беженцев — не знаю, как нас правильно назвать.
Цены высоки и в отелях, плюс есть сложности с бронированием как номеров, так и частных апартаментов.
— Столкнулся с тем, что забронировать из России можно не все варианты, поскольку Booking, Airbnb не особо работают, а русские агрегаторы не такие удобные в плане количества вариантов. На днях самый дешевый вариант забронировать номер в отеле из России — 7-9 тыс. рублей за сутки. Очень хорошие условия в ереванском отеле обойдутся уже в 20-30 тысяч рублей в сутки, — рассказал Алексей. — Сейчас поток въезжающих потенциальных «мобилизантов» вроде бы спал, может и цены опустятся.
Алексей пояснил, что сам он снимает квартиру через Airbnb, которая со всеми комиссиями обходится в 90 долларов в сутки. В среднем неплохая квартира ближе к центру Еревана обойдется как раз в 75-100 долларов.
— В пик ажиотажа были случаи, когда ты снял через сервис, приехал, а квартира уже занята. Мои знакомые попали в такую ситуацию. Поэтому основная трудность — с жильем. По остальным моментам все «норм». Карты МИР везде принимаются, цены на продукты ниже, чем в России. Фрукты-овощи значительно ниже. Сейчас сезон инжира, хурмы, слив, винограда. Дешевые овощи. Все доступно и вкусно, — поделился впечатлениями от жизни в Ереване наш собеседник.
В ресторанах средний чек за обед из трех блюд вместе с напитками на одного человека 600-700 рублей в хорошем месте. С сервисом вообще проблем нет. Работают, например, Яндекс.Такси и Яндекс.Еда с привязкой к российским картам, которые местные сервисы не принимают. Однако, можно оплатить наличными, пунктов обмены валют в городе достаточно.
— Многие делают в Армении банковские карты для дальнейшего путешествия по Европе. Это достаточно дорого. Если есть спешка и нужно сделать за один день, это может стоить около 40 тысяч рублей. При этом нужно отстоять 4-5 часов в очереди. Это не очень удобно, но спрос на такую услугу есть, — рассказал уроженец Волгограда.
В Армении, по крайней мере в Ереване, быстрый мобильный интернет, позволяющий проводить видеоконференции и видеозвонки. В отдельных квартирах есть проводной интернет.
Немаловажным фактором является не только теплый климат — в районе +30 весь октябрь, но и эмоциональный микроклимат.
— Люди все приветливые, гостеприимные. Для них это хорошая возможность заработать на приезжих. Поэтому нет ни злости, ни агрессии к «понаехавшим». Некоторая напряженность если и есть, то из-за конфликта с Азербайджаном, но не в контексте взаимоотношений Россия — Украина.
33-летний копирайтер Владислав уехал из Волгограда в Астану еще в начале сентября, предполагая вариант с частичной мобилизаций. У него за плечами только военная кафедра, но все равно волнения перевесили чувство комфорта.
— Количество пребывающих парней и мужчин из России растет буквально на глазах. Я сам-то уже здесь почти как местный и наблюдаю, как меняется плотность населения. Идешь по Астане, как будто по Самаре. Местные относятся с пониманием.
Никаких русофобских настроений наш собеседник не наблюдал и на своей персоне не чувствовал.
— Казахи, я так понял, народ достаточно участливый. Периодически читаю, что где-то есть отдельные проявления отдельных личностей, но это капля в море в общей обстановке.
Важный вопрос: сколько времени вновь прибывшие смогут провести здесь. Даже солидные личные сбережения когда-нибудь истощатся, а с работой в Казахстане туго.
Журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» связались также с работающей в Алмате коллегой, которая рассказала, как выглядит ситуация последних двух недель глазами местных жителей.
— Работу и в столице, и в крупных городах найти практически невозможно. Рынок труда настолько перенасыщен вакансиями, что местные сами не могут трудоустроиться месяцами. Поэтому в ближайшие два месяца народ, уверена, начнет рассасываться по другим странам, — рассказала Ботагоз Карлыгашева.
По данным грузинского МВД из открытых источников, границу с Россией за последние две недели пересекли не менее 50 тысяч россиян. Большинство из них молодые люди призывного возраста.
28-летний уроженец Волгограда Егор — в числе первых уехал из России после 21 сентября. Молодой человек уже три года, как обосновался в Москве, но даже с учетом волгоградской прописки, и, соответственно, проблематичностью вручения ему повестки, не захотел испытывать судьбу. Воспоминания об армии у него не самые светлые.
— Тут в психологии скорее дело. Я службу рассматриваю исключительно в прошлом, как пройденный этап. Вообще считаю, что защищать Родину должны профессионалы, контрактники. Из меня боец все равно никакой. Я поэтому и уехал через несколько дней, как объявили мобилизацию.
Границу Егор пересекал на велосипеде через КПП «Верхний Ларс», благо вещей было не так много. Но лично для себя Егор предпочел туманное будущее тревожному.
— Мне друзья рассказывали, что здесь после 21 сентября наших парней не жалуют. Мол, грузины гордая патриотичная нация и не понимают, как это мы с Родины в сложный момент уехали. Но мне в лицо такое никто не говорил, а что у них в головах, один бог знает. В быту все гостеприимно и приветливо.
Как такового комьюнити — русской общины или же просто единомышленников — Егор пока не нашел и не может сказать, что интегрировался в жизнь грузинской столицы. Зато уже прочувствовал на себе динамику цен в Грузии на жилье.
— Я до переезда изучал вопрос. Двухкомнатная квартира в пригороде Тбилиси еще в феврале была 150 долларов в месяц. Но потом начался рост. Сейчас это уже не менее 300, а сам Тбилиси начинается от 500. Еще и не все русским сдают. Мне даже советовали прикинуться украинцем, цена тогда из сочувствия даже чуть ниже, но я на такое не пошел, — признался Егор.
Наш собеседник снял квартиру в 20 километрах от Тбилиси за 350 долларов в месяц. Еще минимум 400 долларов придется заложить в месячный бюджет на продукты и сопутствующие расходы — транспортные, связь, интернет и другие.
Егор признался, что финансовая подушка безопасности у него очень скромная. Запаса денег на два-три месяца и то за счет того, что удалось вернуть часть залоговых денег со съемной квартиры в Москве.
Нетрудно догадаться, что будущее на чужбине для каждого из троих наших собеседников туманно. Все они осознают, что, как в известной поговорке, не нужно путать туризм с эмиграцией.
Так же понимают, что в гостях хорошо, а дома лучше. Однако внутренний конфликт в текущей геополитической ситуации не позволяет им считать Родину своим безопасным домом.
Но не стоит забывать, что и у Родины, которая наверняка переживет все испытания, также останется право не принимать назад таких блудных сыновей. По крайней мере, без покаяния.