Туристический рынок в целом и гостиничный бизнес в частности в последние годы переживает непростые времена. Два года пандемии легли на него тяжким бременем, не все организации выдержали это испытание и закрылись. Сейчас же компании столкнулись с новым вызовом — влиянием санкций и переформатированием международных отношений в экономической плоскости.
На сегодня в России насчитывается около 29 тысяч гостиниц и объектов размещения туристов. Каждая из них имеет одну из шести категорий уровня — от 0 до 5 звёзд. Подтверждать статус необходимо каждые три года. Львиная доля рынка — это не входящие в какую-либо сеть гостиницы, у которых нет ни одной звезды. На втором месте — 3-звёздочные заведения (их в России около 5 тысяч). Однозвёздочных отелей порядка 500, 5-звёздочных — всего 330.
«В 2020-м году в российских гостиницах количество ночёвок составило более 122 млн, — рассказывает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. — Спустя год их число выросло на 26% и достигло 154 млн. А сейчас, посередине текущего года, мы вышли на 207 млн». Это говорит о том, что после снятия коронавирусных ограничений сфера туризма значительно «раскрылась» и начала дышать полной грудью, что непосредственно отразилось на гостиничном бизнесе.
В общей сложности в стране сейчас около 1 млн гостиничных номеров. Большая часть их них приходится всего на 4 региона: Москву и Подмосковье, Санкт-Петербург, а также на Краснодарский и Ставропольский края, славящиеся своими курортами. В Волгоградской области, по данным облстата, гостиницы занимают только 52,5% от всего рынка размещения клиентов. Остальное приходится на гостевые дома, турбазы и хостелы. Только за первые 8 месяцев 2022 года доход от услуг компаний из гостиничной индустрии Волгоградской области в общей сложности составил 289,3 млн рублей. А количество размещённых людей за это время перевалило за 62,7 тыс. человек
Гостиничный бизнес — дело прибыльное, но изначально требующее приличных инвестиций. По словам инвестора отеля Indigo Виктории Шамликашвили, при вложении собственных средств срок окупаемости составляет в среднем от 12 до 15 лет. Это если говорить о серьёзных инвестициях и качественном изменении инфраструктуры, а не «косметическом» наведении порядка. При этом больше всего, как отмечает Виктория, бизнесу мешают устаревшие требования со стороны контрольно-надзорных ведомств. Также часто поступают жалобы на высокие налоги, проблемы с кредитами и как раз-таки долгий срок окупаемости. Но есть и хорошие новости — например, с 1 июля этого года плата за проживание в отеле НДС не облагается.
Небольшими отелями хозяева чаще всего управляют сами. А вот владельцы больших гостиниц, как правило, нанимают для ведения бизнеса управляющую компанию, и нередко они иностранные. В 2021 году в России насчитывалась 21 такая организация из числа зарубежных. Сейчас их меньше, поскольку многие покинули рынок из-за антироссийских санкций либо приостановили свою деятельность в нашей стране.
— Иностранных владельцев гостиниц у нас не так много. Кто-то сформировал свои управленческие компании, кто-то работает по франшизе. У них бывают проблемы после смены названия — не всегда люди продолжат ассоциировать новое название со старой гостиницей. Плюс отказ от систем бронирования, которыми мы пользовались по франшизе, тоже сказывается на гостиничном бизнесе.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России
Большинство гостиниц ориентированы на туристов, и высокий сезон у них — летом с частичным захватом весны и осени. Но есть и исключения — например, бизнес-отель Plaza Garden в Москве. Здесь пик спроса приходится на осень, потому что именно после сезона отпусков начинается пора деловых командировок. В этой гостинице предоставляются услуги юристов, нотариусов, переводчиков, страховых агентов и многих других специалистов, которые могут быть полезны в бизнесе. В отеле есть также 8 конференц-залов. Всё это достаточно востребовано, и прибыль не заставляет себя ждать. Только за первое полугодие она составила около 170 млн рублей.
Крупнейшая сеть отелей среди российских гостиничных операторов — Azimut. Её услугами в прошлом году воспользовались 2 млн отдыхающих, а выручка компании перевалила за 13 млрд рублей. И это при том, что в разгаре была пандемия. По итогам 2022-го прогнозируется не менее 20 млрд рублей прибыли.
Интересно, что Azimut владеет только половиной своих объектов, а остальными либо управляет по договору аренды, либо вообще продала франшизу владельцам. «Когда загрузка достигает 25-30%, при нормальной средней цене начинается работа в ноль», — объясняет гендиректор сети отелей Azimut Hotels Максим Бродовский. Всё, что ниже — это деятельность в минус.
В сложные времена на помощь гостиничной индустрии может прийти программа льготного кредитования, которую запустили в прошлом году. Стать её участником могут отели от 3 звёзд, имеющие минимум 120 номеров. Максимальная сумма кредита доходит до 70 млрд рублей — деньги можно потратить как на строительство новой гостиницы, так и на реконструкцию старой. На эти средства, по оценкам Ростуризма, можно получить не менее 20 тысяч новых номеров.
— Мы постоянно работаем над нормативно-правовой базой, регулирующей сферу деятельности гостиничного бизнеса. Освобождение отелей от НДС — как раз одна из инициатив ТПП РФ. Но мы понимаем, что проблем, требующих решения, гораздо больше. В том числе связанных с коммунальными ресурсами: газо-, водо- и электроснабжением.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России
Владеть отелем сегодня — дело хоть и прибыльное, но заставляющее постоянно ходить по лезвию ножа. Третий год подряд в силу макроэкономических причин эта сфера находится в непростом положении, но высокий базовый уровень спроса позволяет ей держаться на плаву. Тем не менее, проблем, как мы видим, у представителей индустрии хватает. Одними льготными кредитами их не решишь — важно создавать условия, при которых участники рынка могли бы развивать его и двигать вперёд. В идеале нужны какие-то налоговые послабления (как действующее сейчас освобождение от НДС), грамотно организованные проверки надзорных органов и т.д. У гостиничного бизнеса ещё есть нераскрытый потенциал, но чтобы он вышел на новый уровень, нужно, чтобы сошёлся ряд факторов. Внешние когда-нибудь ослабят своё влияние, но к этому моменту хорошо бы иметь чёткий вектор развития отрасли.