На сегодняшний день в Волгоградской области установлено 173 информационных табло на остановках общественного транспорта. В том числе 77 из них в 2021–2022 годах были смонтированы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Все табло оснащены камерами видеонаблюдения. Но далеко не всегда они функционируют так, как должны. Давайте разбираться.
В Волгограде первые «умные остановки» появились накануне ЧМ-2018 по футболу. Тогда вдоль основных городских магистралей построили 86 новых павильонов за 60 млн рублей. Но их возможности оказались сильно ограничены. Главное и фактически единственное достоинство — это электронное табло, по которому можно отследить, когда на эту остановку придёт нужный автобус или троллейбус. В левой части указан номер маршрута, а в правой — через сколько минут он будет на месте.
Ориентировочное время прибытия рассчитывается благодаря встроенным в транспорт GPS-датчикам, которые позволяют отслеживать местонахождение конкретного автобуса. Правда, основной расчёт производится, исходя из расстояния, которое предстоит преодолеть автобусу до остановки. Если же движение по какой-то причине затрудняется (пробка, погодные условия и т. п.), то система может не очень корректно отображать время прибытия.
На электронном табло, помимо маршрутов и времени их ожидания, указывается температура воздуха. Насколько корректно она отображается, судить не берёмся, но летом на ней часто можно увидеть выше +50°. Иногда из-за жары и палящего солнца изображение на табло плывёт и разглядеть что-то по обрывкам цифр и букв совершенно невозможно.
В других российских городах «умные остановки» обладают куда большим функционалом. Например, в Севастополе ещё в 2015 году появился павильон, в котором есть Wi-Fi, возможность зарядить телефон, сенсорная панель, где можно отследить все проходящие в этом месте маршруты, а также терминал для оплаты услуг.
В Новосибирске такие остановки можно использовать в качестве навигаторов, чтобы построить оптимальный маршрут. Плюс там есть встроенные онлайн-переводчики (не самая нужная функция для остановок, но тем не менее). А в Магасе (Ингушетия) «умные остановки» оснащены устройством подогрева температуры внутри павильона и непосредственно сидений в холодное время года.
Да что далеко ходить за примером. Даже в Волжском есть пара остановок, которые с полным правом можно назвать умными. Там тоже можно зарядить телефон и подключиться к интернету через Wi-Fi, а еще есть электронный экран с картой города.
Уже после мундиаля в Волгограде задумались о внедрении гораздо более совершенной системы в «умные остановки». Как анонсируется, новый программный комплекс умеет реагировать на текущую дорожную ситуацию: информировать о пробках и ДТП, анализировать трафик, предлагать оптимальные маршруты и т. д. Помимо грамотной электроники, в работе системы будут участвовать и люди — при ней должен функционировать собственный колл-центр.
Обновление интеллектуальной транспортной системы в Волгоградской области реализуется в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На её внедрение на территории региона выделено 900 млн рублей, а сроки определены с 2021-го по 2023-й год.
Пока на дорогах Волгоградской области из этой системы работают только комплексы видеофиксации и диспетчеризация транспорта, позволяющая отслеживать автобусы на маршруте и прогнозировать из прибытие на ту или иную остановку.
«В 2022–2024 годах будет продолжено внедрение интеллектуальных транспортных систем в Волгоградской и Волжской городских агломерациях, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением, содержанием дорог и т.д».комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
Но даже ныне существующие остановочные павильоны нового типа в Волгограде не всегда выполняют даже свои скромные функции. Недавно Контрольно-счётная палата Волгограда проверила интеллектуальную транспортную систему в городе и выяснила, что около половины «умных остановок» работают некорректно. На каких-то объектах не отображалась информация на электронном табло, на других отсутствовало изображение с установленных на остановках камер видеонаблюдения.
В общей сложности было проверено 89 остановок, из которых на 47 были обнаружены те или иные проблемы, а 6 вообще не стоят на балансе. Кроме того, из 125 проверенных камер 30 не передавали изображение. Вот вам и безопасность граждан.
Корень проблемы во многом лежит в организационной плоскости. Согласно отчёту всё той же Контрольно-счётной палаты, координатор и оператор интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Волгограде до сих пор не определён, хотя их наличие прописано в Постановлении Администрации Волгоградской области от 26.04.2021 № 203-п.
За работоспособность электрооборудования в информационных табло ответственность несёт МБУ «Северное». За отдельные элементы системы отвечает специально созданный для этого муниципальный центр управления транспортом (МЦУТ), но к его работе есть немало нареканий. Прежде всего в центре нет чёткой регламентации того, как должна функционировать ИТС, из-за чего «умные остановки» не производят нужного впечатления.
Более того, в прошлом году из тех средств, что центр управления получил из регионального бюджета, 167,2 тыс. рублей пошли не на приобретение нового оборудования и повышение функциональности системы, а на совершенно иные цели. В результате в этом году центр закупает необходимую технику на ту же сумму, но уже за счёт собственных средств. Все выявленные КСП нарушения должны быть устранены до 30 сентября.
Отнюдь. Помимо технической и технологической составляющей, к волгоградским остановкам есть вопросы и с эстетической точки зрения. Плитка вокруг новых павильонов зачастую выложена не по одному уровню с покрытием пешеходной зоны — места стыков, как правило, очень сильно заметны и вынуждают смотреть под ноги (да, тут уже даже не до эстетики). Чистота остановок тоже многих горожан не радуют в нашем пыльном городе мыть их надо гораздо чаще.
«Ежедневно от пыли, песка и рекламных плакатов (наклеек) очищается до 15 павильонов, — пояснили в пресс-службе мэрии Волгограда. — Для этого используются комбинированные дорожные машины, оснащённые бункером для воды, насосом высокого давления и устройством распыления. Для удаления тяжёлых загрязнений используются безопасные для людей и окружающей среды моющие средства. Кроме самой конструкции павильона, также моются лавочки и урны. На последнем этапе проводится влажная уборка всей территории остановочной площадки».
С практической стороны, впрочем, тоже не всё гладко. Некоторые остановки расположены на открытой местности, где о тени приходится только мечтать. Никаких защитных козырьков на этот случай не предусмотрено. Ярчайший пример — стоящая на солнечной стороне остановка на площади Ленина, со стороны самого памятника вождю. Кроме того, рядом с некоторыми павильонами торчат штыри — это уже к слову о безопасности.
«Тротуарная зона возле ВГСПУ рядом с остановочным павильоном будет приведена в порядок в этом году вместе с обновлением участка бульварной зоны между вузами».Пресс-служба администрации Волгограда
Ну и, к сожалению, никуда не деться от человеческого фактора. Периодически приходится сталкиваться с фактами хулиганства, после которых остановки нужно восстанавливать. К примеру, недавно на остановке «Улица Комсомольская» (бывший «Центральный рынок») вандалы разбили стеклянную панель, после чего её крепления пришлось огородить. Как уточнили в пресс-службе мэрии, уже оформлен заказ на новую панель. Её установят сразу, как только изготовят и привезут. Похожий случай был и на остановке «ЖБИ» в Дзержинском районе, где молодой парень случайно выстрелил в стеклянный блок павильона из пневматического пистолета, из-за чего тот рассыпался вдребезги.
Как видим, в системе «умных остановок» в Волгограде есть много белых пятен и непочатый край работы. Сейчас важно грамотно распределить усили и разграничить зоны ответственности. Когда в этом направлении появится чёткое понимание, кто за что отвечает и с кого нужно спрашивать, тогда и можно будет говорить о нормальной работе всей системы и строить планы по развитию.