Posted 3 сентября 2022, 13:34
Published 3 сентября 2022, 13:34
Modified 17 октября 2022, 12:11
Updated 17 октября 2022, 12:11
Популярность электромобилей растёт с каждым годом. Прежде всего владельцев привлекает экономия на обслуживании и топливе — электродвигатели гораздо экономичнее бензиновых. Хотя сами электрокары стоят очень даже немало. Это объясняется в первую очередь тем, что пока этот вид транспорта ещё остаётся нишевым продуктом, который не покупают столь же массово, как классические авто.
Стоимость электромобилей начинается от 2 млн рублей, но если говорить о более-менее популярных моделях, то это уже 3-5 млн рублей. Премиум-марки вроде Tesla или Jaguar стоят ещё дороже, порой даже намного. Но если рассматривать варианты с пробегом, то тут цены выглядят уже более доступно. Электромобили 2013-2015 годов выпуска на сайтах объявлений можно найти от 700 тыс. руб. Модели 4-5 летней давности — за 1,5-2 млн руб.
Сегодня электромобили в своей линейке имеют многие известные автопроизводители. Как правило, приходится по 1-2 модели на бренд: Hyundai Kona и Hyundai Ioniq, Nissan Leaf, Folkswagen e-Golf, Chevrolet Bolt и Volt, Audi e-tron, BMW i3 и i8, Renault Twizy и т.д.
Пожалуй, самый главный вопрос, который волнует тех, кто ещё не знаком с электромобилями — как такое авто заряжать. Сделать это можно одним из двух способов. Первый — от обычной розетки 220 В дома через идущий в комплекте кабель. Но тут есть несколько нюансов. Для этого нужно иметь либо частный дом, либо гараж. К тому же зарядка происходит очень медленно, по 8-10 часов. На специальных станциях можно заряжать машину напрямую в батарею, что существенно ускоряет процесс.
С точки зрения вождения тоже есть отличия от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. По признанию владельцев, от управления электромобилем совсем другие ощущения. Он ездит более плавно, торможение тоже немного иное. Кстати, во время торможения происходит процесс рекуперации, когда часть энергии возвращается обратно, т. е. электромобиль в этот момент как бы слегка подзаряжается.
За счёт отсутствия привычного мотора и топливной системы, обслуживать электромобиль намного проще. В нём не надо менять масло, свечи, фильтры — всех этих расходников там нет. А ещё у электрокаров отсутствует коробка передач — вместо неё стоит 1-ступенчатый редуктор, который просто набирает обороты. В остальном чисто технически электромобили устроены также, как обычные машины. То есть за диагностикой и ремонтом ходовой части можно смело ехать в тот же самый автосервис.
Приятный бонус — в долговечности некоторых деталей. К примеру, тормозные колодки ходят намного дольше, чем в обычных автомобилях — до 100 тысяч км. Это объясняется немного другой системой торможения.
Ещё один плюс — отсутствие транспортного налога. С марта этого года в Волгоградской области для владельцев электромобилей действует нулевая ставка вне зависимости от мощности электродвигателя. Единственное условие — транспортное средство не должно принадлежать организации.
Ну и не будем забывать об элементарной экономии. Расход электричества варьируется от 15 кВт до 25 кВт на 100 км пути. При тарифе 16 руб за кВт траты на те же 100 км составят 240-400 рублей. У бензиновых автомобилей — от 480 рублей на сотню километров. А если заряжать электромобиль дома, в гараже или бесплатных (правда, медленных и долгих) станциях, то разница и вовсе получается очень существенная.
Важный момент, который стоит учитывать при езде на электромобиле — у него, как правило, не такой большой запас хода. Ёмкость аккумуляторов для электромобилей составляет от 20 кВт/ч до 40 кВт/ч. В среднем электромобиль на одном заряде в городском цикле с кондиционером проезжает порядка 200 км. Более дорогие модели могут ехать без подзарядки и по 500 км, но это уже премиум-сегмент.
Интересно, что в городе расход энергии у электромобиля меньше, чем по трассе — у бензиновых двигателей всё наоборот. Здесь бывалым автомобилистам, пересевшим на электрокар, придётся привыкать к новому правилу — в пробке электромобиль расходует меньше энергии, а на трассе — больше. Стиль вождения на расход тоже влияет, здесь всё по аналогии с автомобилями, имеющими двигатель внутреннего сгорания.
«С получением опыта вождения электромобиля каждый владелец заранее прогнозирует своё путешествие, — рассказывает владелец электромобиля Владимир Донченко. — Конечно, может случиться форс-мажор, когда ты изначально планируешь зарядиться где-нибудь на трассе, а по факту там зарядная станция не работает. В таком случае это проблема. Но в принципе, всегда можно зарядиться где-нибудь во дворе по своему кабелю. Если машина встала, то её можно немного протащить, и она будет заряжаться на ходу».
Откровенно говоря, путешествовать на электромобиле по России пока довольно неудобно и рискованно. Хотя есть примеры, когда люди добирались на «электрике» от Владивостока до Краснодара. Немало путешествующих из Москвы и Питера в Сочи — зарядные станции по тем трассам уже давно есть. А вот если поехать из Волгограда на море, придётся пострадать. Ближайшая зарядная станция — только спустя 450 км в Ростовской области.
В последний день августа в Волгограде и Волжском открылись первые зарядные станции для электромобилей. Это проект, полностью реализованный на частные инвестиции без каких-либо бюджетных вложений. «Электроводы» теперь могут быстро заряжать свои машины и экономить драгоценное время. В Волгограде зарядная станция находится на парковке у ТРК «Европа Сити Молл». Она рассчитана на 6 мест.
Стоимость заправки на новой зарядной станции составляет 16 рублей за кВт. По времени процесс занимает примерно 30-40 минут до полной зарядки. В сравнении с классическими АЗС, где бензин заливается в бак за минуту-другую, это, конечно, долго. Но в разы быстрее, чем от сети 220 В. К тому же есть возможность просто слегка подзарядить АКБ, потратив на это всего несколько минут.
Как происходит зарядка электромобиля на станции? Человек подъезжает, вставляет пистолет в разъём, закрывает машину и может отправляться по своим делам — например, сходить в магазин. Процесс зарядки он может отслеживать через специальное мобильное приложение. Там отображается вся необходимая информация: детали оплаты, сколько киловатт уже закачалось в авто и т.д. Если в какой-то момент захочется остановить зарядку, достаточно просто нажать кнопку на телефоне.
На первых двух зарядных комплексах в Волгограде и Волжском установлены по 2 мультистандартных зарядных устройства мощностью 60 кВт каждое. Помимо этого, на обеих станциях используется в том числе солнечная генерация, которая также параллельно с электросетью заряжает электромобили.
Ответ на этот вопрос будет во многом зависеть от инфраструктуры. Пока известно, что работа по развитию сети зарядных станций для электромобилей продолжится. В ближайшие два года на территории Волгоградской области планируется открыть порядка 30 новых точек, 21 из которых в Волгограде и 7 Волжском. Отдельное внимание будет уделено возведению таких станций на федеральных трассах.
— На 2022-23 годы в планах компании развитие опорной сети станций. То есть сначала мы оборудуем ключевые точки, после чего будем уменьшать расстояния между ними, строя дополнительные станции.Максим Борисов, заместитель генерального директора по развитию АО «ЭлектротранпортПплюс»
Учитывая довольно высокий интерес к электрическому виду транспорта, можно предположить, что ближайшие несколько лет станут эпохой подъёма спроса на электромобили. Драйвером здесь как раз должно стать строительство большого количества зарядных станций в Волгограде и Волжском.
«Всегда тяжело становиться в авангарде и брать на себя ответственность, но появление зарядных станций для электромобилей положило начало новому этапу в транспортной инфраструктуре города и региона, — подчёркивает замглавы Волгограда Виталий Кокшилов. — На сегодняшний день в Волгоградской области зарегистрировано 344 электромобиля. С вводом электрических заправок их будет становиться только больше. А это — большой вклад в экологию».
Резюмируя, стоит отметить, что популярность электромобилей в России заметно растёт. Из очевидных минусов, кроме высокой цены на новые модели, пока можно назвать неразвитую инфраструктуру зарядных станций, долгое время зарядки от обычной розетки и в целом невысокий запас хода.
Зато электромобиль более комфортен для водителя и пассажиров, в его салоне заметно тише, он намного проще в обслуживании и требует гораздо меньше денежных расходов. Для окружающей среды тоже электромобили предпочтительнее бензиновых авто. У них вообще нет вредных выбросов, и в плане экологии вопросы вызывает только производство и утилизация литиевых аккумуляторов.
Многие эксперты и владельцы электромобилей сходятся во мнении, что такую тачку логично иметь как вторую машину для перемещений по городу, либо тем, кто в принципе не ездит на дальние расстояния. Всё-таки пока электромобили только в начале своего пути развития в России, но постепенно они будут всё глубже проникать на рынок. Автомобили на бензине и газе они, конечно, не вытеснят, но сейчас есть все предпосылки к тому, что в скором времени электромобили на наших дорогах уже перестанут воспринимать как диковинку.