Posted 31 августа 2022, 04:40
Published 31 августа 2022, 04:40
Modified 17 октября 2022, 12:11
Updated 17 октября 2022, 12:11
В апреле 1985-го мы сидели с папой у телевизора и неотрывно смотрели знаменитое выступление Михаила Сергеевича на партийной конференции. Даже для меня тогда было внове, что генсек может разговаривать как человек. Представляю, каким это было шоком для взрослых. Мы с папой обсуждали его выступление и это казалось таким свежим ветром…
Через месяц я свалил в армию и слово «perestroyka» услышал уже после армии, в 1987 году. Время было много поинтереснее, чем сегодня. Политическая борьба была настоящая, без договорняков, нынешним не понять. Народ внимательно следил за поединком Горбачева и Ельцина, правда, предпочтения распределялись не по политическим взглядам, они различались мало, а по бытовым аспектам — один правдоруб и борец, другой — элегантный партработник с красавицей женой — предметом зависти и осуждения не привыкшего к проявлению человеческого в генсеках народа.
К большому сожалению, именно борьба двух сильных лидеров сильно способствовала развитию политического и экономического кризиса, раздрая элит, появлению ГКЧП, и в конечном итоге — развалу СССР. Неумение договориться не было причиной развала, это результат исторических процессов, но явно способствовало тому.
…Подобная история произошла в 1996 году и в Волгоградской области, когда из-за неумения договориться проиграли на выборах не только оба сильных лидера — Юрий Чехов и Иван Шабунин, но и вся область, потеряв в развитии больше 15 лет.
Михаил Горбачев был руководителем государства всего 6 лет. Смешной срок по нынешним меркам. Но даже за это время он смог изменить весь мир. За что мир ему благодарен, а миллионы россиян — отнюдь. И спорить о его роли в ближайшие сто лет бесперспективно, слишком большие и разные эмоции вызвало это изменение. Бесспорно только признание исторического масштаба его личности.
27 марта 2003 года мне довелось познакомиться с Михаилом Сергеевичем. Дело было в Министерстве печати РФ на Страстном. Мы с друзьями, приехав на конкурс по радиочастотам, зашли в министерскую столовку и увидели, что там сидит Михаил Сергеевич и просто пьет чай. Наудачу я решил подойти и познакомиться. И был приятно удивлен его демократичностью. Он предложил посидеть поговорить, попить чаю со столовскими пирожками, которые нам носил его референт. Просто общался с Президентом СССР и пил чай. Не помню, сколько мы с ним просидели, но успели обсудить все, что происходило тогда в Волгоградской области, кто и чем занимался из его знакомых. Он даже подписал мою визитку.
А смешно было на следующий день, когда в Минпечати мы стояли в коридоре со всякими телевизионными звездами тех лет в ожидании конкурса — Евгением Кисилевым, Светланой Сорокиной, Владимиром Соловьевым, Виктором Шендеровичем, и по коридору проходил своей президентской походкой Михаил Сергеевич, и я был первым, с кем он поздоровался и спросил своим южным говорком «Как дела Увячеслаф?».
Пусть это пока не очевидно, но Вы, Михаил Сергеевич, стали примером для многих будущих политиков, доказав, что для достижения цели далеко не все средства хороши. Даже меняя мир, делая правильные и неправильные большие свои дела, Михаил Сергеевич, Вы оставались Человеком.
И в этом я вижу Ваше самое большое достижение!