Благоустройство в Волгограде — любопытная штука. Зачастую именно в центре города, где чаще всего бывают туристы и просто приезжие, можно встретить убитый участок дороги, отколотую тротуарную плитку или потрёпанную жизнью скамейку. Почему же за «лицом города» нет должного контроля? Или он всё-таки есть?
В начале августа была объявлена госзакупка о благоустройстве 400-метрового участка по проспекту Ленина в Центральном районе между улицами 13-й Гвардейской дивизии и Гагарина. Это аллея, расположенная между двумя вузами — ВолгГТУ и ВГСПУ. На всё про всё заложено 48 млн рублей. Победителем торгов стала компания «Гринпарк», которая ранее уже преображала несколько территорий в Волгограде — на ул. Казахской, на пл. Чекистов и возле Речпорта.
Согласно закупочной документации, благоустройство будет разбито на три этапа. В рамках первого из них на бульварной зоне планируется только лишь обновить плитку. Далее требуется установить новые бордюры, уложить асфальт, заменить лавочки и урны, а в завершение — смонтировать камеры и заняться озеленением территории. Весь фронт работ подрядчику предстоит завершить к зиме — до 1 декабря.
Учитывая расположение этой зоны, было принято решение обратиться за идеями по благоустройству к самим студентам этих вузов. Их предложения и пожелания учитывались при разработке проектной документации. Такой подход в последнее время стал пользоваться популярностью у волгоградских чиновников. Мнение студентов выясняли и при разработке проекта по дальнейшему преображению поймы реки Царицы — по ту сторону Астраханского моста от уже благоустроенной территории. Спросят молодёжь и при подготовке мероприятий ко Дню города, и при работе над более масштабными проектами — например, формировании 10-летней комплексной программы развития Волгограда.
Безусловно, такое стремление к диалогу с молодым поколением и внимание к его идеям и видению ситуации похвально. Но помимо конструктивного и созидательного хода мыслей, в подобных случаях требуется и критический взгляд — чтобы в полной мере увидеть существующие проблемы, недочёты и правильно распределить точки приложения усилий. Иными словами, важно не только интересоваться у студентов, что они желают видеть рядом со своими вузами, но и уточнять, что бы они хотели там изменить к лучшему. От формулировок зависит очень многое.
Вот и получается, что при ближайшем рассмотрении эта аллея не производит удручающее впечатление. Да, скамейки и урны уже не мешает обновить, а лучше заменить. С урнами и вправду всё довольно печально — все они выглядят ужасно, а некоторые сломаны настолько, что даже не выполняют свою функцию. Озеленение тоже никогда не бывает лишним, но по этой части там не всё так плохо. Есть неработающий фонтан, в котором необходимо заменить насосное оборудование. А его облицовка даже реконструкции не требует — разве что лёгкого марафета. Плитка так и вовсе находится в довольно неплохом состоянии, и пара дефектов на всей площади этой территории совсем не портят общее впечатление.
Зато расположенный по соседству участок вызывает гораздо больше вопросов. Пешеходная зона между улицами Гагарина и Порт-Саида тематически и стилистически является продолжением территории между Педагогическим университетом и Политехом. Там аналогичное деление на зоны, точно такие же скамейки и урны и такая же плитка. Вот только её состояние в разы хуже — местами отсутствуют несколько фрагментов, а порой не хватает даже более квадратного метра покрытия. Здесь не нужно выискивать проблемные участки, всё видно невооружённым взглядом — достаточно разок пройтись по этой аллее. Но, увы, эту часть пешеходной зоны вдоль проспекта Ленина реконструировать пока не спешат.
В чём же подвох? Почему к двум находящимся рядом участкам применяется столь разный подход? Тем более что они представляют собой единую концепцию. Логичным видится сначала привести в порядок более разрушенную часть между улицами Гагарина и Порт-Саида, а затем уже доводить до ума те места, которые в гораздо меньшей степени нуждаются в обновлении.
«Понять логику действий наших чиновников и почему отдаются приоритеты тем или иным участкам, очень сложно, — признаётся эксперт проекта ОНФ „За честные закупки“ Эдгар Петросян. — Зачастую подобные решения действительно вызывают удивление. Важно ещё, чтобы все работы были выполнены качественно. На практике нередко возникают какие-то дефекты гораздо раньше истечения гарантийного срока, но устранять их почему-то обычно не спешат. Инициативу в этом вопросе должен проявлять заказчик работ».
Как рассказали в мэрии, до конца 2022 года будут обновлены пешеходные зоны вдоль бульварной части по проспекту Ленина в границах от ул. Гагарина до 13-й Гвардейской — здесь подрядной организации предстоит уложить новую брусчатку на площади 9000 квадратных метров. В перспективе работы по восстановлению пешеходных зон будут продолжены, в том числе и на участке аллеи между ул. Гагарина и ул. Порт-Саида.
«На протяжении последних нескольких лет в Центральном районе ведётся обновление пешеходных территорий, большая часть которых не ремонтировалась с момента строительства, — пояснили нашему изданию в мэрии. — Учитывая площадь покрытий, требующих комплексной замены, одновременно выполнить работы по восстановлению всех пешеходных зон невозможно. В связи с этим благоустройство ведётся поэтапно. Участок между улицами Гагарина и Порт-Саида также входит в один из этапов наведения порядка».
Также в мэрии добавили, что ранее эти территории не реконструировались из-за того, что работы проводились на участках с высоким пешеходным потоком. Это тротуары вдоль пр. Ленина от ул. Краснознаменской до ул. Симбирцева, пешеходная зона от вокзала до ул. Советской, участок перед домом по пр. Ленина, 22 и т. д. Кроме того, акцент был сделан на обновлении пешеходных зон в Александровском саду, на Центральной набережной, в скверах им. 8 марта и им. Пушкина, в ЦПКиО и парке Победы.
Тем не менее, ситуация относительно аллеи между улицами Гагарина и Порт-Саида, честно говоря, прояснилась лишь частично. Получается, что нам подтвердили намерение в дальнейшем продолжать обновление территории и благоустройства по проспекту Ленина, в том числе заменить там многострадальную плитку. Но почему бы участок с большей степенью разрушенности не благоустроить раньше, чем аллею между двумя университетами?