Posted 9 августа 2022, 14:36
Published 9 августа 2022, 14:36
Modified 17 октября 2022, 12:07
Updated 17 октября 2022, 12:07
Как рассказали в судебном ведомстве, решающую роль при назначении вида и размера наказания сыграли заключения технических экспертиз и свидетельства экспертов. Они высказали однозначное мнение, что водитель микроавтобуса не имел никакой возможности предотвратить трагедию, а нарушения, выявленные в оборудовании транспортного средства, не повлияли на масштаб трагедии. Иначе говоря, даже пристегнутые ремнями безопасности погибшие подростки не выжили бы под многотонным тягачом.
Именно столько, как установили эксперты-автотехники по видеозаписи момента ДТП, прошло после столкновения легковушки и тягача и, соответственно, было у водителя микроавтобуса Нахметова, чтобы принять какое-то решение перед страшным заносом большегруза.
Специалисты провели сразу несколько экспертиз и выяснили, что за данный отрезок времени водитель не имел технической возможности безопасно изменить траекторию движения. А дальше был настоящий ад для всех, кто находился в микроавтобусе.
— В результате указанного столкновения с «Девяткой» произошел занос грузового седельного тягача «DAF FT XF105 460», его выезд на встречную полосу движения, опрокидывание и столкновение с движущимся в направлении г. Ставрополя автобусом «Мерседес Бенц Спринтер», в котором находилось семнадцать пассажиров, шесть из которых получили телесные повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью, а пять пассажиров скончались на месте происшествия, — следует из приговора.
В суде водитель микроавтобуса признал, что его автобус не соответствовал нормативам перевозки детей. Но не это послужило причиной ДТП. В данной аварии, сетовал Нахметов, он и его родственники также понесли увечья, и он потерял свою племянницу.
Из троих подсудимых только директор спортшколы вызывала сочувствие у потерпевших. Оба водителя, считали семьи погибших и пострадавших, заслуживали больших сроков.
— Потерпевшая сторона (родители девочек-спортсменок) в судебных прениях просили суд наказать строго подсудимого Ларионова М.М. и Нахметова Р.А.о., некоторые родители просили о снисхождении к директору спортивной школы Астафьевой Т.В. и прекратить в отношении нее уголовное преследование по данному факту, — рассказала корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» пресс-секретарь Грачевского районного суда Ставропольского края Анастасия Безбородова.
На суровых вердиктах настаивало и гособвининие — прокуроры Генеральной прокуратуры РФ и Грачевского района.
Длительные сроки в колонии были возможны при осуждении по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и смерть двух или более лиц). Однако суд учел мнения экспертов в части отсутствия логической связи между нарушениями, допущенными директором школы и водителем микроавтобуса, и наступившими трагическими последствиями.
В результате приговор выносился по первой части данной статьи, где нет формулировки об общественно-опасных последствиях в виде причинения вреда жизни и здоровью пассажиров.
Гендиректор Волгоградского областного юридического центра Ольга Панферова поделилась с корреспондентом нашего издания своим мнением относительно тройного вердикта за смертельное ДТП. Юрист согласна с переквалификацией статей у Астафьевой и Нахметова и соответственно их мягкими приговорами, однако, сомневается, что вид и размер наказания для водителя-лихача можно назвать адекватным.
— Изначально не понятна позиция прокуратуры, которая просила для него наказание с отбыванием в колонии-поселении. Человек осознано грубо нарушил нормы ПДД, что привело к гибели людей. Конечно, данное преступление характеризуется неосторожной формой вины, однако нужно учитывать последствия совершенного деяния. В данном случае, считаю, суд этого не учел.Ч. 5 ст. 264 УК РФ предусматривает максимальный срок наказания до 7 лет лишения свободы. Адекватным наказанием было бы отбывание назначенного судом срока в колонии общего режима, — рассказала Ольга Панферова.
При этом нужно учесть, что Ларионов находился под арестом более 1 года. Срок содержания под стражей засчитывается в срок наказания. А именно 1 день за 2 дня, если речь о колонии-поселении. Следовательно, 2 года Ларионов М.М. от назначенного судом срока при данной судебной арифметике уже отбыл. То есть всего через год отбывания наказания в колонии-поселении он может освободиться условно-досрочно.
В соцсетях волгоградцы хотя и не удивились мягким приговорам, однако признали логику судебного решения.
— Директор не виновата, что легковушка врезалась в кого-то там, и тот отлетел в девчат. Она виновата, что не оформила поездку через гаи. Но даже если б и был выезд оформлен, как положено, девчат это б не спасло. Стечение обстоятельств. Водитель микроавтобуса тоже по сути не виноват, было видео в сети, ехал он спокойно, держал дистанцию. Среагировать в таком случае сложно, да и некуда, - поделились мнением пользователи в посте о приговорах виновным в данном ДТП.
Хотя в рамках расследования уголовного дела проведены десятки следственных действий и экспертиз, допрошены все участники происшествия, в том числе свидетели, а объем уголовного дела составил 40 томов родственники погибших девушек были озадачены некоторыми моментами.
— Водитель тягача вообще не был привлечен к данному делу. Хотя именно его прицеп раздавил микроавтобус, и нужно было запросить экспертизы, мог ли он уйти от столкновения. По видеорегистратору выяснилось, что он слушал комедийный сериал «Сваты» и не прореагировал на момент удара. Но, как выяснилось, владелец данного тягача имеет отношение к правоохранительным органам, поэтому в эту сторону вообще не смотрели, — на условиях анонимности поделилась информацией родительница одной из пострадавших девочек.
В результате трое подсудимых получили абсолютно разные приговоры.
Водитель микроавтобуса Нахметов получил два года ограничения свободы. Мужчина будет ходить со специальным браслетом, контролирующим его перемещение, не сможет покидать место жительства и обязан дважды в месяц отмечаться во ФСИН.
Директор спортшколы Астафьева получила штраф в размере 150 тыс. рублей, но из-за ограничения свободы в виде домашнего ареста он считается погашенным.
За решетку отправится только лихач Ларионов. Ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года и 4 месяца с отбыванием наказания в колонии-поселении и лишение прав на 2,5 года после отбытия приговора. Он также выплатит семьям погибших баскетболисток по одному млн рублей и по 600 тыс. рублей тем, кто серьезно пострадал.
При этом пользователи соцсетей усомнились, что виновник аварии погасит иски.
— Нужно было пожизненно ему дать. Столько детских жизней отправил на тот свет. Деньги это не что, ребенка они не вернут.
— Бред! Где он возьмет такие деньги?
— Понятно, что никто никому ничего выплачивать не будет. Будут через приставов взыскивать пол жизни.
Хотя трагическая история с гибелью юных баскетболисток вроде бы завершилась относительным возмездием виновным, проблемы детского спорта в регионе остались прежними. Ездить на соревнования дети вынуждены за свой счет. Родители часто экономят, что повышает риски подобных трагедий.
— Сын тхэквондо занимался. Одна поездка 15 тыс. + ему с собой. Костюмы, футболки с логотипом и тд. Так и ушли в бассейн. Плавает и доволен, — поделился мнением один из волгоградцев.
— Ваши предложения, как возить детей на соревнования? Не развиваться? — вопрошает другой пользователь.
Пока эти вопросы остаются без ответа, поскольку комфортабельный и безопасный автобус за счет бюджета может позволить себе только главная футбольной команда региона, а детские секции и школы вынуждены нанимать «маршрутки», чтобы сэкономить на билетах.