Уход с российского рынка многих известных автомобильных брендов, приостановка производств на расположенных в нашей стране предприятиях, а также осложнившаяся из-за санкций логистика значительно снизили доступность ряда иномарок для россиян.
Минимизировать потери в правительстве решили с помощью параллельного импорта. Речь идёт о ввозе в страну оригинальных зарубежных автомобилей по альтернативным каналам, при этом официального разрешения от производителя не потребуется.
Сам по себе термин «параллельный импорт» не является чем-то новым — в мировой практике этот механизм давно используется, причём официально. Его используют США, Канада, Великобритания, Бразилия, Турция и другие страны.
Логистика в рамках параллельного импорта автомобилей изменится в сторону стран-посредников. В Россию иномарки будут везти через Китай, Казахстан, ОАЭ, Турцию, Армению. Удлинившиеся логистические цепочки повлияют не только на сроки доставки, но и на цены — как для покупателей, так и для дилеров.
Но высокие цены и долгий путь до российских автосалонов – лишь наиболее очевидные последствия, с которыми придётся столкнуться. Гораздо сложнее и запутаннее ситуация с некоторыми обязательными процедурами – в частности, с сертификацией.
— Доставка и сертификация автомобилей, которую ранее оформляли импортёры, теперь находится в зоне ответственности дилеров. При этом по техрегламенту Таможенного союза всё ещё требуется одобрение типа транспортного средства, которое сейчас генеральный импортёр не выдаёт. К тому же запрет ввоза в Россию авто дороже 50 тыс. евро, ограничивают поставки моделей класса премиум, что в целом осложняет параллельный импорт, хотя текущее укрепление рубля позитивно влияет на поставки в данном сегменте.пресс-служба ГК «Aвтодом»
Непонятно и то, как быть посредникам с имеющейся квотой на ввоз автомобилей. У каждого дилера есть подобные ограничения, которые определяются производителем. Последний при желании может легко выяснить, сколько машин было поставлено конкретному дилеру или даже в определённую страну в целом, и сколько оттуда ушло «на сторону».
«По законодательству таможне должны быть представлены все документы от дилера в стране приобретения, чтобы исключить возможность подделки, — объясняет специалист в области реализации логистических решений, систем хранения и электронной торговли компании Fulex (ООО Фулекс) Павел Овчаренко. — Небольшая загвоздка в том, что у дилера есть квоты и стандартный объём заказов на страну привоза товара. И как он будет взаимодействовать с производителем, если тот спросит насчёт увеличенных поставок в страну, большой вопрос».
Отдельный вопрос — как адаптировать иномарки, ввезённые в страну в рамках параллельного импорта. К примеру, в ОАЭ зачастую поставляют модели с двумя кондиционерами и без системы отопления. Для российских условий такая комплектация однозначно не подойдёт.
Эксплуатация по нашим дорогам требует и иного подхода к подвеске, кузову и другим элементам и узлам, нежели во многих зарубежных странах. Под Россию иномаркам нужна более надёжная защита картера, амортизаторы и сайлентблоки с более длительным ресурсом, достаточный дорожный просвет и т.д.
Могут возникнуть проблемы и с установкой на автомобили российского программного обеспечения. Особенно, если изначально они предназначались для азиатского рынка. Все эти нюансы тоже добавят головной боли и дилерам, и покупателям авто.
Один из главных вопросов, который интересует автомобилистов, покупающих новые машины — как параллельный импорт скажется на гарантии и сервисном обслуживании? Эксперты полагают, что в сложившихся обстоятельствах гарантийные обязательства на себя возьмут дилеры, но в стоимость авто они включены уже не будут. В таком случае у покупателя будет выбор — оформить гарантию за отдельную плату или же не доплачивать за эту услугу на свой страх и риск.
Возможен и другой вариант, при котором дилер не предоставит покупателю возможность выбора, а просто в одностороннем порядке включит стоимость услуги по гарантийному обслуживанию в цену автомобиля.
— На текущий момент все бренды, с которыми мы сотрудничаем, поддерживают гарантийные обязательства в полном объёме, — рассказывают в пресс-службе ГК «АВТОДОМ». — Доля гарантийных случаев в структуре дилерских ремонтов составляет от 10 до 40%. Сформированный запас запчастей и их доступность на центральных складах автопроизводителей позволяет обслуживать автомобили в соответствии с действующим регламентом, используя оригинальные запчасти. Пока большинство импортёров производят отгрузку запчастей с центрального склада, но мы изучаем рынок поставщиков на предмет альтернативных качественных поставок.
Что касается послепродажного обслуживания, то тут ничего измениться не должно. У дилеров останутся все те же возможности (в том числе в плане оборудования) для того, чтобы выполнять необходимый фронт сервисных работ.
Если параллельный импорт автомобилей связан с большим количеством подводных камней, то с запчастями всё несколько проще. Это объясняется тем, что затруднений в логистике автозапчастей в рамках параллельного импорта меньше, чем с автомобилями.
Поставки комплектующих и деталей по новым маршрутам в Россию уже начались, автоконцерны выдают разрешение дилерам для оформления ввоза продукции в таможенных органах. Эксперты ожидают, что сложные запчасти для двигателей и коробок передач, кузовов и подвесок можно будет получать по предварительному заказу в течение двух месяцев.
У продавца в любом случае должны быть документы о происхождении и поступлении товара, ввозимого в рамках параллельного импорта. Это касается как автомобилей в целом, так и запчастей. В этом смысле у официальных сервисных центров возможностей будет больше, тем более что у них есть специальные программы для проверки подлинности запчастей. А вот покупка деталей в неофициальном магазине чревата риском нарваться на подделку.
Большое количество вопросов без чётких ответов на них ставят под сомнение успешность механизма параллельного импорта в разрезе поставок иномарок в Россию. С другой стороны, благодаря нему удастся избежать дефицита некоторых марок и моделей.
— Параллельный импорт автомобилей как механизм пока мало проработан и в нынешних редакциях проектов способен обеспечить лишь малый поток авто, которые будут идти через вторые руки из стран Персидского залива, при этом пройдя цепочку физических лиц как владельцев авто.Павел Овчаренко, руководитель отдела продаж компании Fulex (ООО Фулекс)
Большинство экспертов сходится во мнении, что ввозить автомобили методом параллельного импорта логично и оправданно лишь в качестве временной меры. В долгосрочной же перспективе такой способ вряд ли оправдает надежды. Но тут многое будет зависеть от ситуации в мире и позиции тех брендов, которые решили взять паузу в отношениях с российским рынком.