Posted 9 июля 2022, 06:00
Published 9 июля 2022, 06:00
Modified 17 октября 2022, 12:12
Updated 17 октября 2022, 12:12
Средства индивидуальной мобильности или СИМ, к которым относятся электросамокаты, гироскутеры и моноколеса стали полноправными участниками дорожного движения и из-за повсеместного распространения все чаще упоминаются в статистике аварийности вплоть до трагических исходов.
По данным ВЦИОМ на начало июля текущего года, средствами индивидуальной мобильности пользуются уже 9 процентов россиян.
Портрет среднестатистического пользователя СИМ – это молодой человек или девушка до 40 лет, проживающая в крупном городе. Там с одной стороны есть велодорожки, а с другой – пробки, поэтому электросамокаты очень удобны для ежедневного перемещения, как на прогулках, так и по дороге на работу. Для многих они воплощают в себе идеальный вариант практичности. СИМы быстрее и менее энергозатратнее, чем велосипеды, но вместе с тем дешевле и проще, чем мотоциклы.
К тому же в российских городах, в том числе в Волгограде повсеместно распространен кикшеринг - услуга краткосрочной аренды самокатов, электросамокатов и гироскутеров по аналогии с каршерингом и велошерингом.
Однако, из-за того, что СИМы вот уже который год никак не впишутся в ПДД, многие пользователи считают, что электросамокаты такие же участники дорожного движения, как и автотранспорт, что в корне не верно. По словам полицейских, выезжать на проезжую часть им вовсе нельзя. Разве только для того, чтобы пересечь ее по пешеходному переходу. И то в этом случае необходимо спешиться и взять электросамокат в руки.
- Электросамокаты и прочие средства индивидуальной мобильности не относятся к средствам передвижения, а лица, передвигающиеся на СИМ, подчиняются правилам для пешеходов. Передвигаться на СИМ можно по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон, а также в местах, закрытых для движения транспорта – в парках, скверах, дворах и на специально отведённых для катания площадках, — пояснил корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» заместитель руководителя отдела информации областного ГУ МВД Антон Корнаухов.
Опросы ВЦИОМ показывают, что более 8% россиян связывают популярность электросамокатов с ростом числа аварий. Правда, половина из них говорят о незначительным влиянии, но есть и те, кто уверен в сильным влиянии СИМ на статистику аварийности.
Кроме того, недавно SuperJob опросил жителей Волгограда и выяснил, что более половины из них считают необходимым введение ограничений или вообще запрет использования самокатов. Еще часть призывает сделать в городе специальные дорожки.
— Защитной амуниции у владельцев электросамокатов вообще никакой. Ни шлемов, ни даже наколенников, как у скейтеров. Они словно бессмертные выезжают на дорогу и некоторые вразрез всем правилам разгоняются и едут прямо в потоке автотранспорта. Бывают случаи, что и обгоняют по правому ряду – то на обочину уйдут и тротуар, то опять на проезжую часть. Это какой-то кошмар для водителей – чуть взял вправо, например, объезжал кочку, и такой скутерист уже у тебя под колесами, — рассказал председатель регионального отделения «Движения автомобилистов России» и член штаба ОНФ Армен Оганесян, — А виноват будет водитель. Поэтому, уже который год просим, что нужно не только ограничивать скорость электросамокатов, но и прописать места для их перемещения, требования к владельцам и, главное, штрафы.
В Волгоградской области с начала весны произошло шесть ДТП попавших в статистику аварийности. То есть это аварии, где самокатчики получили серьезные увечья.
Буквально на днях в Центральном районе Волгограда 31-летняя автоледи на малолитражке проявила недюжинную меткость и на пустой дороге снесла электросамокат, на котором передвигались двое мужчин.
Дорожный инцидент произошел рядом с «Волгоград Ареной». Удар был такой силы, что один из пострадавших влетел в лобовое стекло.
Выяснилось, что на электросамокате катались двое граждан Китая – 28-летний студент ВГАФКа и 40-летний преподаватель ВГСПУ. Они никак не ожидали, что на территории парковки их на приличной скорости собьет малолитражка, да так, что окажется разбитым лобовое стекло.
Кстати, правила для электросамокатов в КНР похожи на те, что действуют в других европейских и азиатских странах. Это ограничение максимальной скорости до 25 км/ч, веса СИМ до 55 кг и мощность двигателя до 400 Вт.
Еще несколько десятков инцидентов в Волгограде закончились экстренным торможением, сбитыми коленками, а также ДТП, когда самокатчик не пострадал, зато резко затормозивший водитель получал таранный удар от ехавшего сзади автомобилиста.
Но самые большие претензии к уязвимости и непредсказуемости СИМов на проезжей части.
Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, 82% россиян высказывается за ограничение скорости электросамокатов до 25 км/ч. Это позволит снизить статистику аварийности в несколько раз.
Есть предложения и у депутатов Госдумы. Они призывают задуматься о введении обязательного экзамена. Только его успешная сдача гарантирует человеку право управлять электросамокатом. Такую инициативу на одном из недавних заседаний озвучил замглавы комитета Госдумы по спорту Сергей Бурлаков.
На обязательном тестировании в ГИБДД предлагается задавать вопросы о скоростных ограничениях, правилах вождения на многолюдных тротуарах и пересечении пешеходных переходов.
- Думаю, что было бы логично проводить такое тестирование в ГИБДД, и в случае успешного прохождения экзамена вручать владельцу электросамоката документ, подтверждающий успешное тестирование, — заявил депутат Бурлаков.
Другие предложения озвучивались не так давно и в Совете по правам человека. Там предлагают признать электросамокаты источниками повышенной опасности и снабдить их номерными знаками, Кроме того ввести особую категорию прав на управление ими и запретить управлять электросамокатами людям до 18 лет.
За ужесточение правил и стандартизацию СИМ высказались и в ГИБДД. В том контексте, что электросамокаты, гироскутеры и моноколеса остро нуждаются в стандартизации и упорядочении.
Вопрос обсуждался на недавнем заседании комиссии по гражданскому участию в развитии правоохранительной системы СПЧ на тему «Правовое регулирование эксплуатации средств индивидуальной мобильности».
- Если не получится целиком и полностью их урегулировать, хотя бы нужен ГОСТ, нужно техническое урегулирование для СИМ, - цитирует ТАСС начальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрия Митрошина.
Итак, в России по-прежнему нет норм, которые регулировали бы вождение электросамокатов и правила их эксплуатации, а также определяли ответственность за нарушения ПДД. Существует вероятность, что законопроект внесут ближайшей осенью.
Но поскольку подход к проблеме кропотливый, то есть надежда, что окончательное решение по электросамокатам сбалансирует интересы как самих пользователей, так и других участников дорожного движения – автомобилистов и пешеходов.
Хотя, осмелимся высказать свою точку зрения, подход при котором на электросамокат будут садиться лица старше 18 лет с правами – слишком суровый. Достаточно до минимума ограничить скорость, и тогда лихачам СИМы станут попросту неинтересны.
Ведь за рулем авто хватает и автохамов, и лихачей. Все они старше 18 лет и с правами.