По сообщению издания, первый этап перераспределения квот на рыбную ловлю прошел пять лет назад, пишет kp.ru. В 2017 году некоторые предприятия получили 20% общего допустимого улова сельди и минтая, обязуясь взамен построить новые суда и перерабатывающие заводы. Еще через 2 года был проведен аукцион, на котором разыграли 50% квот на вылов краба - победители должны были построить новые суда-краболовы. Им это обошлось в крупную сумму - 403 миллиарда рублей.
В следующем году Министерство сельского хозяйства РФ хочет провести аналогичные аукционы, где разыграют оставшиеся 50% крабовых квот и 100% ОДУ моллюсков. Также ведомство планирует отдать еще 24% квот на вылов сельди и минтая. По подсчетам Минсельхоза, это принесет в бюджет 200 миллиардов рублей. Победители аукционов должны будут вложить в строительство новых объектов еще триста миллиардов рублей.
В Российском союзе промышленников и предпринимателей считают, что в случае одобрения проекта закона будут вынуждены закрыться 34 предприятия на Дальнем Востоке, которые занимаются добычей крабов, и еще 39 компаний, специализирующихся на добыче морского гребешка, трубача, морского ежа и трепанга. По мнению экспертов, у представителей МСП отрасли просто не будет финансовых ресурсов для конкуренции с гигантами.
Представители РСПП направили в правительство письмо, где указали свой отрицательный отзыв о законопроекте, а также предложили альтернативный вариант, который принесет в бюджет тоже 200 миллиардов рублей, — повышение налогов в виде увеличения ставок сбора за краба. При этом специалисты отмечают, что такое решение позволит предприятиям продолжить работу и сохранить рабочие места.
Отрицательное мнение о законопроекте и у членов общественной организации по защите малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Здесь считают, что его принятие приведет к закрытию сотен профильных компаний, которые потеряют порядка двухсот шестидесяти миллиардов рублей.
Эксперты считают, что преимущества от проекта закона по перераспределению квот получат лишь несколько крупных игроков отрасли. По аналогичной схеме в девяностые годы коммерческие банки выкупили у государства за государственные деньги крупные активы, и целые отрасли оказались монополизированы. Сейчас кредитно-финансовые организации «накачивают» государственными деньгами частные компании, делая из них монополистов.
В данном отношении большое значение имеет мнение Счетной палаты. Там уже указывали на недочеты проводимых аукционов, где разыгрываются квоты. В частности, они не достигли главной цели - увеличения поступлений в бюджет государства и повышения конкуренции. Кроме этого, аукционы не привели к появлению большого количества новых игроков в отрасли.
Если по результатам аудиторской проверки станет ясно, что инвестиционные квоты - неправильный путь, а второй этап перераспределения будет уже запущен, это приведет к монополизации рынка, а квоты получат несколько крупных компаний.