В текущем году поисковые отряды со всей страны запланировали более двух с половиной тысяч полевых выездов на раскопки на территории Волгоградской области. Это значит, что будут найдены не только останки красноармейцев, но и подняты на белый свет тысячи артефактов и личных вещей красноармейцев, в том числе частично сохранившиеся письма.
О кропотливой расшифровке записей, персонификации личных вещей, а также о том, какие из находок можно оставлять для музеев, а какие необходимо передавать родственникам погибших солдат и офицеров нам рассказала председатель региональной организации «Поиск» Светлана Князева.
В ноябре текущего года ВРМОО «Поиск» отметит свое 30-летие. За эти годы приходилось работать в разных условиях. И в неразберихе начала 90-х, и в относительно беспроблемных нулевых, и сейчас, когда нападки на историческую правду и попытки переписать историю особенно активны, поисковики неутомимо и качественно делают свою работу.
— В текущем году мы выиграли и реализуем президентский грант «Сталинградская вахта памяти». Помимо основного направления — поисковых работ и экспедиций, мы также в патриотическом духе воспитываем молодежь — проводим уроки мужества, рассказываем об истории Великой Отечественной, привлекаем школьников и студентов для раскопок, — делится информацией председатель региональной организации «Поиск» Светлана Князева.
По данным на начало мая в Волгоградской области проведено уже 25 экспедиций и поднято более полутысячи бойцов Красной Армии, из них останки 23-х — именные.
Во время большинства экспедиций поднимаются не только останки, но и артефакты, которые часто позволяют идентифицировать личности погибших.
Традиционно находится много нечитаемых надписей, где буквы и целые слова съедены временем. На такие случаи у поисковиков есть своя специальная лаборатория, находящаяся в Москве. Именно туда на днях был отправлен медальон, найденный казачьим поисковым отрядом «Взрыв» в окрестностях хутора Шохинский Иловлинского района. В рамках весенней поисковой экспедиции там были обнаружены и эксгумированы останки 6 бойцов-красноармейцев.
— Медальон, к сожалению, был в плохом состоянии, разломлен на две половинки, одну из которого время не пощадило, во второй виднеется достаточно плотная скрутка бланка. Данный медальон будет отправлен московским специалистам в лабораторию «Солдатский медальон», — рассказали в поисковом отряде «Взрыв».
А в ходе другой гораздо более масштаюной поисковой экспедиции «Россошка — 2022» в Городищенском районе Волгоградской области удалось обнаружить не менее 295 защитников Сталинграда. Попутно было найдено 11 носителей информации, которые помогут установить имена красноармейцев. Так двое военнослужащих уже идентифицированы по сохранившимся запискам в медальонах. Часть медальонов были пусты или бланки утрачены от влияния различных факторов. Многие документы будут переданы на экспертизу.
Кроме того, на одну ложку и на крышку от фляжки были нанесены инициалы. Они также будут исследованы.
Результативной получилась в начале мая и экспедиция поискового отряда «Офицеры» на Верхней Ельшанке. Там из 11 поднятых десантников 35-й Гвардейской дивизии сразу восемь именных. Найдено много личных вещей солдат.
— Ключом к идентификации личности может служить не только жетон, но также именная ложка, котелок, мундштук, зеркало или опасная бритва. Иногда котелки переходили из рук в руки, тогда фамилий может быть несколько. Одни перечеркнуты и заштрихованы, другие, например, нацарапаны гвоздем, - делятся опытом поисковики. — Делалось это конечно не для потомков-поисковиков, а чтобы в быту не перепутать вещи.
По закону личные вещи бойца принадлежат родственникам. Если последние не находятся, то предметы могут быть переданы в музей при поисковом отряде или в комнату боевой славы в той или иной школе. И только такие мелкие находки, как, например, пуговицы от шинели поисковики могут оставлять для личной коллекции.
В зависимости от поставленных задач поисковые работы могут трансформироваться и в чисто эксгумационные. Это происходит в местах массовых захоронений погибшего мирного населения.
— Два наших поисковых отряда «Южный рубеж» и «Медик» участвовали в реализации проекта «Без срока давности» в его самой трудной части — поиске мест захоронений и эксгумации останков жертв преступлений нацистов против гражданского населения во Время Сталинградской битвы, - рассказала Светлана Князева.
Например, в районе села Водино Октябрьского района Волгоградской области поисковики работали бок о бок с сотрудниками СУ СКР по Волгоградской области и помогали последним документировать военные преступления времен Великой Отечественной войны.
Мероприятие стало следствием кропотливой архивной работы с документами о преступлениях немецко-фашистских захватчиков на территории Сталинградской области.
— В акте 1943-го года зафиксировано, что у села Водино были расстреляны 43 человека, в том числе 19 детей, самому старшему было 73 года, самой младшей 8 месяцев. Обследование места подтвердило сухие слова документов. Большое количество стреляных гильз и пуль калибра 9 мм, пулевые отверстия в затылочную часть черепов, предметы гражданского обихода и детские рисунки, - рассказывают поисковики о страшных страницах Великой Отечественной.
В результате архивные сведения и вновь полученная информация стали материалами уголовного дела, возбужденного по статье № 357 УК РФ (геноцид).
Актуальный сегодня вопрос — могут ли усилия волгоградских поисковиков пригодиться на освобожденных территориях Донбасса. Сразу оговоримся, речь идет об останках солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной. Современные трагические страницы истории только пишутся в эти непростые дни, и в данном контексте поисковики рассуждать пока не готовы.
— У нас действительно накоплен немалый опыт. А насколько мы знаем, в последние годы на территориях Украины, в том числе не Донбассе по разным причинам не уделялось внимания поисковой работе. Сейчас трудно что-то прогнозировать, но мы всегда готовы помогать, — уточняет Светлана Князева.- С официальными лицами ДНР у нас были контакты, но это происходило еще до начала спецоперации. Сейчас у них, конечно, много забот по налаживанию мирной жизни, а затем, возможно, потребуются и наши усилия.
Отметим, что поисковики работают на добровольных началах и абсолютно безвозмездно. Там, где необходимы серьезные организационные расходы, выручают гранты, в том числе президентские. Поэтому в дружных рядах поисковиков сплошь идейные люди. И их число постоянно пополняется за счет молодых и проникнувшихся патриотизмом кадров.