Posted 28 апреля 2022,, 15:00

Published 28 апреля 2022,, 15:00

Modified 17 октября 2022,, 11:46

Updated 17 октября 2022,, 11:46

Насильно патриотом не будешь: зачем школьникам исполнять гимн России

28 апреля 2022, 15:00
С нового учебного года в российских школах внедрят обязательное исполнение гимна страны и поднятие флага. Некоторые волгоградские учебные заведения уже начали воплощать эту идею в жизнь. А нужен ли российским школьникам патриотизм в такой форме?

Министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что с 1 сентября 2022 года в школах появится обязательный элемент патриотического воспитания молодёжи. Ученики перед началом новой недели будут поднимать российский триколор и исполнять гимн РФ. В соответствии с федеральным проектом «Развитие образования» все российские школы к сентябрю обеспечат государственной символикой. Средства планируется взять из выделенных на нацпроект «Образование».

— Традиция поднятия государственного флага существует давно. А сейчас она выстраивается в единую систему, дополняя работу по патриотическому воспитанию, которая ведётся в каждой школе региона и страны. Некоторые учреждения нашего региона уже сейчас начали эту новую традицию. В их числе школа № 55 «Долина знаний» Советского района Волгограда, Усть-Бузулукская школа Алексеевского района, волгоградский лицей № 5 им. Ю. А. Гагарина.комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области

При этом формат проведения и количество участников торжественной процедуры будут продумывать сами школы — на основе методических рекомендаций Минпросвещения России. То есть будет некая единая, но в то же время гибкая концепция.

Равнение на Запад?

Одним из инициаторов подобных нововведений в школах стал бывший министр культуры, а ныне помощник президента Владимир Мединский. В марте этого года он отметил, что было бы неплохо перенять опыт США в отношении воспевания своей страны школьниками. Спустя месяц Минспросвещения одобрил эту идею.

С одной стороны, тема с гимном и флагом в школах фигурировала в обсуждениях на федеральном уровне последние пару лет. Поэтому назвать Мединского первопроходцев в этом смысле нельзя. С другой — в очередной раз сакцентировать внимание на этом вопросе он почему-то решил в разгар спецоперации на Украине и зачем-то поставил в пример США, отношения с которыми у нас сейчас максимально напряжённые. Одно дело, когда речь идёт о том, чтобы перенять зарубежный опыт в науке или промышленности и совсем другое, когда в вопросе воспитания патриотизма мы хотим брать в пример недружественные страны.

Внедрение обязательных мероприятий с государственной символикой вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Кто-то поддержал такую идею, считая, что это поможет формированию духа патриотизма у юного поколения. Другие посчитали, что подобные новшества всё же должны носить рекомендательный характер. Третьи и вовсе против навязывания патриотизма таким образом.

Есть проблемы поважнее?

Согласно данным опроса, который провела образовательная компания MAXIMUM Education, лишь 52% учителей поддерживают исполнение гимна и поднятие флага в школах. Остальные 48% не высказались против, но особой необходимости в этом не увидели. А вот относительно другой инициативы, которая сейчас тоже активно обсуждается в Минпросвещении, мнение было куда более единодушным. Собирать у учеников сотовые телефоны перед входом в класс считают правильным 85% опрошенных учителей.

Выходит, что острые вопросы практического характера, которые напрямую влияют на учебный процесс, явно приоритетнее для преподавателей. Им важнее решить проблемы с наличием материалов и пособий, минимизировать административную нагрузку, чтобы больше времени посвящать ученикам, а не бумажным делам.

Да и будет ли эффективным это патриотическое утро понедельника в школах — большой вопрос. Всё-таки чувство любви к своей стране должно прививаться не по графику. И это большая и кропотливая работа, в которую входят тематические уроки, культурное просвещение, повышение исторической грамотности. Последний пункт наверняка поможет подтянуть введение уроков истории с самого первого класса — это тоже одна из последних инициатив Минпросвещения. Вернее, это будут не уроки истории в классическом виде, а историческое просвещение, в рамках которого детям будут рассказывать о родном крае и постепенно подводить к изучению истории в привычном формате.

Только в комплексе все эти меры могут помочь решить задачу патриотического воспитания детей и подростков. А еженедельное мероприятие с патриотическим уклоном разве что поначалу будет для школьников в новинку. Затем оно превратится для них в обычную регулярную обязанность, а для некоторых и вовсе в повинность, и никакого патриотического духа в этот ритуал закладываться уже не будет.

Патриотизм — это не только флаг и гимн

Обязательный характер новых патриотических веяний предполагает некую отчётность об их выполнении. В какой форме школы будут это делать, пока не ясно, но однозначно определённый контроль за исполнением этого действия установят. А это грозит как раз-таки обратным эффектом — в детском и подростковом возрасте часто воспринимается в штыки то, что изначально не продиктовано желанием самого ребёнка.

Мы в школьные годы учили гимн России, потом пели его на уроке музыки, — рассказывает волгоградец Александр. — Но исполнять его на какой-то линейке не доводилось. Вообще нынешнему поколению будет полезно знать слова гимна, уж больно неоднозначное сейчас время. Но тут нужен какой-то особый подход, делать это из-под палки точно нельзя.

В плане повышения патриотизма ребятам были бы куда ближе различные игровые формы, ненавязчиво прививающие чувство любви к Родине. Подобные мероприятия проводятся и сейчас, но если сделать это направление системным, то можно добиться желаемого результата.

"