Posted 20 апреля 2022, 11:30
Published 20 апреля 2022, 11:30
Modified 17 октября 2022, 11:43
Updated 17 октября 2022, 11:43
Как сообщало «НовостиВолгограда.ру», с прошлой недели одна поездка в автобусе или маршрутке в пределах Волжского стала стоить 30 рублей. Заодно повысились в цене проездные билеты для школьников, студентов и пенсионеров. Волжане не устают возмущаться подорожанием проезда в соцсетях и опасаются, что оно может быть не последним. Ведь в прошлый раз тарифы повышались совсем недавно, в ноябре: с 21 рубля проезд в автобусах и микроавтобусах подорожал до 25 рублей. Таким образом, менее чем за полгода стоимость этой услуги выросла в полтора раза, жалуются пользователи популярных городских сообществ «ВКонтакте».
Особенно сильно горожан раздражает повышение цен на проезд в маршрутных такси: оно не объясняется ни качеством сервиса, ни модернизацией автопарка. Жители Волжского не понимают, почему они должны платить по 30 рублей за поездку на ржавой «Газели» в пределах города. Мэрия также не даёт им ответа на этот вопрос: в распоряжении городского комитета дорожного хозяйства рост тарифов никак не мотивирован.
«Чем [у маршрутчиков] поднятие цен обусловлено? На саморезы и линолеум денег не хватает, корыто подлатать своё, или они премиум-масло в движке каждый месяц меняют?», – недоумевает Виктор О. «Вы давно на маршрутках ездили? Эти «Газели» уже на металлоломе должны быть, а не народ возить, едешь и молишься, как бы живой доехать. Что им чинить-то?», – удивляется Евгения К. «В Волжском худшие маршрутки, что я вообще видел», – поддерживает Иван С.
Волжан беспокоит, что городские власти не предпринимают усилий для сдерживания цен. Повышение тарифов в условиях, когда общественный транспорт толком не модернизируется, представляется им издевательством. В миллионном и вытянутом на десятки километров вдоль Волгограде на самом дорогом виде транспорта – скоростном трамвае – при наличии карты «Волна» можно проехаться за 23 рубля. Путь практически через весь Волгоград на автобусе №95 также обойдётся дешевле, чем поездка между микрорайонами в сравнительно небольшом Волжском. Тем временем волжанам приходится платить по 30 рублей за тряску в дребезжащей маршрутке, у которой вот-вот отвалятся колёса, или в автобусе с двадцатилетним «стажем» (такие до сих пор можно увидеть, например, на популярном маршруте №14).
Одной из причин роста цен на проезд в Волжском может быть сильная зависимость местных перевозчиков от импортных запчастей, которые подорожали на фоне западных санкций. Плохая новость в том, что стоимость комплектующих (в том числе уже привезённых в Россию и лежащих на складах) продолжает увеличиваться. Это затрагивает муниципальные автобусы, многие из которых иностранной сборки. В меньшей степени подорожание запчастей сказывается на маршрутках, но и комплектующие для «Газелей» тоже подросли в цене.
— В течение последних двух месяцев мы живём в новой реальности, и запчасти сейчас стоят минимум в два раза дороже. Автопарк Волжского, автобусы «Волжанин», – они же все на платформе Scania. Можно представить, какие теперь нереальные затраты на покупку данных запчастей и на логистику, – говорит депутат Волжской гордумы от КПРФ Александр Кудрявцев. – Поэтому подорожание проезда в условиях изоляции от западноевропейского производителя понятно. Непонятно другое: сколько раз и в чём за эти два месяца правительство нашей страны помогло простым гражданам?
По словам депутата, смягчить негативные последствия подорожания товаров и услуг могли бы экстренные действия экономического блока правительства – увеличение МРОТ, пенсий и социальных выплат, ручное сдерживание роста цен. Но вчерашнее выступление главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной дало понять, что регулятор отпускает инфляцию в свободное плавание. А значит, есть риск, что цены на проезд в общественном транспорте продолжат расти. В перспективе через два-три месяца это может привести к всплеску протестных настроений среди волжан, которые уже сейчас резко критикуют местные власти из-за повышения тарифов. Только обвинять в происходящем они будут не г-жу Набиуллину, а муниципальных чиновников и главу города Игоря Воронина.
Депутат Александр Кудрявцев считает, что искать в происходящем вину мэрии – не вполне корректно, поскольку ни муниципальная, ни областная администрация не сможет сдерживать рост цен, если правительство и Центробанк ведут принципиально иную политику. Между тем волжане видят, что официальные цифры, которые им озвучивают, не совпадают с реальностью, и это вызывает у них понятное негодование. Повышение стоимости проезда на пять рублей второй раз за полгода – слишком болезненный триггер для людей, которые постоянно пользуются общественным транспортом, а муниципалитет – самый близкий и очевидный объект для критики.
— Городская администрация работает с очень скудным бюджетом, при таком экономическом давлении ей сложно удержать цены. К сожалению, простые граждане практически не понимают, чем различаются разные органы власти, – указывает Александр Кудрявцев. – Люди, которые сейчас платят по 30 рублей за маршрутку, читают в открытом доступе, что у нас инфляция 13-15%. И ни слова о повышении МРОТ или минимальной пенсии за два месяца. Мы же не дураки, все в магазины ходим. Закончиться всё это может очень печально.
Импортозамещением проблему тоже не решить. Заменить иностранные компоненты в автобусах и маршрутках попросту нечем: даже местный «Волгабас» в значительной степени зависит от зарубежных комплектующих. А поскольку поставщики запчастей не являются госпредприятиями, диктовать им ценовую политику волжские чиновники не могут.
Более того, само существование микроавтобусных перевозок в Волжском находится под вопросом. Ещё в начале года стало известно, что из-за длительной судебной тяжбы между городской администрацией и региональным УФАС маршрутчикам не могли оформить необходимые документы. Очевидно, мэрия Волжского всё-таки не справляется с обеспечением стабильной работы общественного транспорта в городе. В нынешней социально-экономической ситуации, когда общественность крайне резко реагирует на любые раздражители, это может привести к поистине непредсказуемым последствиям.