Дефицит, голые полки и очереди за синюшными курицами и намоченными для веса тортами «Сказка». Такие штрихи касаются исключительно картины в гастрономических или бакалейных отделах советских магазинов. Если бы в эпоху СССР существовали фуд-блогеры, прямая дорога для них открывалась бы именно на рынок.
Тамошние прилавки ломились от мяса и рыбы, фруктов и овощей, сладостей и солений. Цены чуть выше магазинных. Взамен - отсутствие очередей и исключительная свежесть, как сегодня сказали бы, экологически чистой продукции.
Расположенный недалеко от набережной Волгограда Центральный рынок находится на своем месте еще со времен Царицына неспроста. Такое понятие как логистика в условиях отсутствия огромных холодильных камер, а зачастую даже и складов сложилась еще в 19 веке.
- Значительная часть продукции везлась из Заволжья с левого берега Волги. Там всегда были огромные парники или балаганы - ранняя редиска, помидоры, огурцы. У меня самого там дача, и многие переоборудовали участки под такой бизнес. Одно время в начале 80-х их гоняли, а парники ломали – нетрудовые доходы. Но потом отстали, - вспоминает Григорий Федорович. - А в Волгограде почти не было теплиц, из-за границы овощи не везли. Поэтому рынок выручал. Те же огурцы начинались только в марте.
Фруктовую нишу особенно в плане цитрусовых закрывали Абхазия и Грузия, а также Азербайджан с его хурмой и гранатами.
- Апельсины и мандарины стоили на рынке по 3 рубля, тогда как в магазинах рубль сорок копеек. Но это все красивые, отборные плоды, - делится воспоминаниями 69-летняя пенсионерка Анна Львовна.
А вот о тропических фруктах и даже ананасах с бананами приходилось только мечтать. Непросто пришлось бы и адептам правильного питания. Никаких тебе авокадо или брокколи.
Фруктовые лавки располагались в основном на входе Центрального рынка, а дальше товары предлагали торговцы соленьями. В зависимости от сезона там был ажиотаж или же малолюдно.
- Из-за Волги в сезон постоянно возили грибы. Осенью свежие, затем маринованные. В закрытых банках не разрешали из-за ботулизма, поэтому использовались огромные деревянные бочки – там и человек поместиться. Так же соленые помидоры, огурцы, арбузы, капусту, - пояснила Анна Львовна.
Далее шли молочный и мясной корпус. Как сегодня сказали бы, «движуха» в мясных рядах шла всегда. Советский человек работал много, калорий тратил столько же, а мода на вегетарианство еще не проникла в сознание граждан.
- Мясо рубили такое ощущение, что без остановки. Стоял характерный звук. Иногда мясник работал под бдительным взглядом будущего покупателя отрубаемого куска. Прямо в мясном корпусе были холодильники. Говядина стоила три рубля, а в магазине 1,8 рублей. Хороший рубщик был на вес золота, - вспоминает Григорий Федорович. - Главное правильно разрубить так, чтобы был товарный вид. Например, свинина в советское время была очень жирная. Другие породы, чем сейчас. В магазине продавали куски мяса вперемешку с салом. На рынке нет. Там сало срезали, а на прилавке лежали свежие полоски чистого мяса.
Наш собеседник рассказал, что курица на рынке стоила в районе 2,5 рублей, а в магазине рубль сорок копеек. Яйца в магазине 60-80 копеек за десяток, на рынке же десяток – 1,5 рубля. Но зато можно убедиться в свежести и качестве яйца. В торговом зале стояли ячейки, снизу лампы, которые просвечивали яйцо. Такой своеобразный сканер для яиц. Это была обязательная процедура.
Еще один интересный факт – острый дефицит пакетов, которые стирали и сушили на батарее. Из-за их дефицита даже кровавое мясо заворачивали в бумагу.
В городе на Волге значительную часть рынка занимали рыбные ряды.
- До середины 80-х годов черная икра легально продавалась в магазине. 200-граммовая банка стоила 5 рублей. На рынке же литр черной икры стоил от 12 до 15 рублей. Но она не стояла на прилавках. Это, как говорили тогда, нужно было знать коны. К кому подходить, у кого спрашивать. Осетрина продавалась более свободно. В конце 70-х начале 80-х она стоила 1,5 -2 рубля, то есть даже дешевле свинины, - вспоминает Григорий Федорович.
Черная икра, которую литрами продавали из-под полы, была браконьерским продуктом. Ее на качество никто не проверял, но обычно никто и не жаловался. А вот касательно остального ассортимента очень строго работала санэпидемстанция. Прямо на рынке были лаборатории, и очень строгий контроль за качеством продукции.
Рыночная продуктовая торговля в СССР осуществлялась по простой схеме. Центральный рынок работал ежедневно и всесезонно. Колхозные же были в каждом районе города, но открывались только по выходным. Особенно густонаселенно там было весной и осенью. Масштаб торговли поменьше, ассортимент заметно беднее. Зато больше продавцов местной продукции – волгоградские дачники, которые пристраивались к крупным овощным и фруктовым лоткам или бахчевым развалам.
В советское время различные бытовые нарушения, даже мелкие, карались строго. Тем не менее, некоторые продавцы рисковали репутацией. За проступок подобный обвесу самым распространенным было дисциплинарное наказание. Например, целый месяц работать уборщицей.
- Обвешивали и в магазинах, и на рынке. Сверили дырки в гирях. За счет этого вес меньше. И получалось, что тебе продавали 900 грамм вместо килограмма. Контрольные весы были, но до них мало кто доходил, и скандалы были редкостью, - вспоминает Вера Павловна, которая сама несколько лет простояла за прилавком на колхозном рынке в Ворошиловском районе, но уверяет, что торговала честно. – Калькуляторов тогда не было, но были счеты. Конфликтов с покупателями из-за арифметики не возникало.
Дачники сбывали свою продукцию в основном ведрами. Абрикосы стоили от рубля до пяти. Вишня в среднем три рубля за десятилитровое ведро.
- Мелкая фасовка не пользовалась популярностью, потому что волгоградцы, у кого не было дачи или не уродилось, заготавливали варенье и компоты на зиму. Летом, если идешь в подъезде, из какой-нибудь квартиры обязательно вкусно пахнет ягодой или фруктами – варят варенье. Варенье в магазинах вообще не покупали. Было разве что яблочное повидло, остальное люди готовили сами, - рассказала Анна Львовна.
Система кооперативной торговли относилась к Министерству потребительской кооперации. Сокращенно этот сектор торговли называли коопторг.
В сельской местности и небольших городах система кооперативной торговли доминировала, особенно в том, что касалось мясной продукции. Объемы сбываемой «молочки», ягод и грибов был куда меньше.
Селяне старались сбыть мясо именно в коопторг, а не в колхоз, поскольку можно было получить выручку в полтора раза больше.
- В середине 80-х потребкооперацию старались развивать. Судя по ассортименту – это мясная продукция – колбасы, окорока, ветчины, тушенка. У потребкооперации были свои магазины – «Русь» на Современнике, в районах города, а также отделы на рынках, - вспоминает Валерий Иванович. - Отличие от магазинов в этих отделах было два. Первое эта цена- процентов на 50 выше. 5 рублей за копченую колбасу например, вместо 3,5. Еще один плюс товаров в потребкооперации – отсутствие очередей или минимальные.
Из всего выше написанного можно сделать вывод, что несмотря на страшилки о пустых полках советских магазинов остаться голодным гражданин СССР попросту не мог. Естественно, для этого в кармане должен быть рубль–другой. А поскольку подавляющее большинство советских людей были пролетариями, а не тунеядцами, то могли позволить себе хотя бы еженедельный поход на рынок.