Трудности ремонта: что происходит с рынком автозапчастей

Трудности ремонта: что происходит с рынком автозапчастей

4 апреля 2022, 11:46
Решение многих автомобильных брендов приостановить деятельность в России существенно повлияло на рынок запчастей и услуг по ремонту машин. Какие проблемы в этой сфере стоят особенно остро и как приходится выходить из положения?

Прежде всего важно понимать, что глобально никакого запрета на экспорт иностранных запчастей в Россию нет. Производители сами приняли соответствующие решения, в том числе некоторые не столько из-за санкций, сколько из-за неопределённости на рынке. По факту поставки деталей на иномарки стали реально большой проблемой как для автомобилистов, так и для автодилеров.

Ждать дольше, платить больше

Во-первых, заказать нужную запчасть теперь крайне затруднительно, потому что нарушены практически все логистические цепочки. Это напрямую отражается на сроках поставок. Во-вторых, из-за влияния санкций и скачка курса валют разительно изменились цены абсолютно на всё — от простейших расходников вроде салонного фильтра или дворников до более специализированных товаров типа конкретных узлов или элементов кузова.

Текущая ситуация сильно бьёт и по гарантийному ремонту автомобилей. В случае поломки теперь достаточно трудно рассчитывать на быстрое решение вопроса. Многие автодилеры столкнулись с проблемой нехватки оригинальных запчастей и расходных материалов. Причём это касается не только тех брендов, которые приостановили деятельность или поставки в Россию.

Выходить из положения приходится нестандартным способом — некоторые дилеры уже начали предлагать клиентам б/у детали или неоргинальные замены. Всё чаще в дилерских центрах обращают внимание на запчасти с разобранных машин с пробегом. Ещё совсем недавно такой сценарий сложно было представить, ведь в если причиной поломки гарантийного автомобиля станет неоригинальная деталь, он может быть снят с гарантии. Но, увы, обстоятельства вынуждают.

Пока чаще всего к такому варианту прибегают при ремонте машин, которые уже не находятся на гарантии. Если же владелец не согласен на аналоги и хочет только оригинал, ему придётся ждать поставок в течение неопределённого срока. И это та ещё дилемма, ведь в зависимости от поломки промедление может дорого обойтись.

— Проблемы с поставками на данный момент минимальны. В дальнейшем возможно вымывание отдельных брендов со складов и соответственно увеличение отпускных цен как на отдельные бренды, так и на группы товаров в целом. Не исключено,что даже какое-то время будет дефицит некоторых групп запчастей на время налаживания закупок из стран Азии. Для замещения мы уже сейчас ищем российских производителей жидкостей и запчастей, а также китайские бренды, сопоставимые по качеству с европейскими, - Александр Фёдоров, сеть магазинов AutoDiamond и СТО

Многое зависит от категории автотоваров. Если с расходниками или мелкими запчастями есть вполне рабочий вариант подобрать подходящий аналог, то с более серьёзными агрегатами, которые продаются в сборе, так не получится. Мало того что на такие позиции цены сейчас взлетели до небес, так их ещё в основном нет ни в наличии, ни на складе, а когда появятся — неизвестно.

А что дальше?

Как из сложившейся ситуации выходят водители? Прежде всего, стараются минимизировать обращения в сервис. Если что-то можно сделать самому или у друга в гараже — это будет приоритетным вариантом. Появляется шкала приоритетов: вот это надо починить обязательно, это пока подождёт, а с этим можно пока и так поездить.

1MI

«В текущих условиях клиенты стали больше экономить на регламентной замене технических жидкостей, — рассказывает Александр Фёдоров. — Например, откладывают на неопределённый срок замену антифриза и масел».

Не исключено, что манипуляции, связанные с техобслуживанием, а не ремонтом, будут производиться реже обычного. К примеру, моторное масло, как правило, меняется каждые 15 тысяч километров пробега или раз в год. Вполне вероятно, что многие автомобилисты теперь будут увеличивать привычные интервалы замены. Например, не через год, а через полтора или не через 15, а через 20 тыс. км.

«Если мы видим, что какой-то узел ещё может „походить“, и это не приведёт к поломке другого, более дорогого агрегата, то так и говорим клиентам, что здесь пока ничего критичного, можно не торопиться с заменой», — объясняет работник официального автосервиса «Ремзона» в Ворошиловском районе.

Некоторые автоэксперты прогнозируют переориентацию российского рынка запчастей в сторону азиатских производителей — в первую очередь, Китая. Но это не станет адекватной альтернативой, т. к. полностью заменить запчасти оригинальных брендов всё равно не получится. Конечно, большую часть ассортимента китайцы делать способны, но далеко не всегда детали будут сопоставимы по качеству.

В поисках оригинальных запчастей спасательным кругом могут стать и другие страны, с которыми у России остались хорошие внешнеторговые отношения. Например, ОАЭ, куда поставляется огромное количество автокомплектующих. Такой логистический трюк может выручить в каких-то трудных ситуациях, когда требуется именно оригинальная деталь, а по-другому достать её не получается. Но это неизбежно повлечёт два побочных эффекта: существенно увеличатся и срок поставки, и цена запчасти.

А как же своё, родное?

Производство автомобилей в России в любом случае очень сильно зависит от импорта. У нас не делают ни двигатели, ни коробки передач, ни мосты, ни кузовные части, ни электронику. Собственное производство запчастей есть разве что у «АвтоВАЗа», но и он по своей структуре (как юридически, так и логистически) завязан на импортных деталях.

1MI

Кроме того, свои запчасти к иномаркам производят имеющие заводы в России KIA, Hyundai, Toyota. Тот же Hyundai Solaris примерно на 2/3 состоит из российских комплектующих. Хотя и их владельцы столкнулись если не с дефицитом запчастей, то с сильным ростом их стоимости.

А пока дилерские центры и сервисы отмечают заметный ажиотаж со стороны клиентов, которые спешат сделать необходимые процедуры по ТО, пока цены окончательно «не сошли с ума». Аналитики предполагают, что рынок будет лихорадить ещё как минимум несколько месяцев, пока не выстроятся новые цепочки в логистике поставок. Возможно, что-то вернётся на круги своя — это зависит от решений иностранных брендов по поводу работы в России. Паниковать в любом случае не надо, но однозначно стоит быть готовым к новым реалиям в плане ремонта и покупки запчастей. Морально и материально.

#Эксклюзив #Автомобили #Волгоград #Аналитика #Сергей Кузнецов
Подпишитесь