Вместе с бывалыми советскими автолюбителями корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» совершили небольшой экскурс в СССР 80-х годов прошлого века.
Самый верный путь получить в собственность автомобиль — встать в очередь. Такие очереди существовали на большинстве крупных городских предприятиях. Время ожидания 3-4 года, если честно трудиться и не запятнать себя негативной характеристикой на работе.
— Я купил машину в 1985 году, прождав в очереди около 3 лет. Взял «шестерку» хотя она была существенно дороже «копейки». Та стоила 5 600, а за свою я отдал, если не ошибаюсь, около 9 тысяч рублей, — поделился мнением бывший работник одного из волгоградских строительных предприятий 63-летний Александр Иванович.
Купить машину на авторынке было невозможно в виду отсутствия последних. Зато процветала почетная раздача «железных коней» по спискам и очередям. Ветераны труда, инвалиды войны, заслуженные пенсионеры получали автомобили в первую очередь.
— Например, приходит на организацию 15 машин. В профкоме начинают смотреть — один проработал три года, другой пять, третий семь. Этот хулиган, этот дебошир и алкоголик, а этот трудяга, передовик и коммунист. План выполняет, в соцсоревнованиях побеждает. Таким давалась машина в первую очередь, даже если они встали в нее чуть позже, — вспоминает наш собеседник.
Был в такой здоровой дискриминации и профилактический момент. Ведь, если человек был неоднократно уличен в пьянстве и не может себя контролировать, то это потенциальный нарушитель ПДД и давать машину ему нужно в последнюю очередь. Если вообще стоит.
Но даже имея деньги, отстояв в очереди и будучи передовиком производства, машину нельзя было купить без важного условия, вспоминает 73-летний волгоградец Владимир Ильич.
— Когда ты приобретал автомобиль, ты должен предоставить бумагу, где ты будешь его оставлять. Если у тебя нет гаража или договора со стоянкой, то машину тебе не дадут. Стоянки стоили копейки — около 20 копеек в сутки, но их было мало, и далеко не в каждом микрорайоне. Поэтому многие предпочитали оставлять в гараже. Правда, была парадоксальная ситуация, что из гаража вечером приходилось потом добираться до дома на общественном транспорте, а утром снова проделывать тот же путь. Такая вот плата за комфорт.
При этом гаражи не покупали, а строили своими руками.
— Я пошел в исполком, выделили место. Важно было построить гараж, пока подходила очередь за машиной. Впрочем у меня там до авто стоял мотоцикл, - вспоминает еще один волгоградец 66-летний Геннадий Львович.
Ремонтировали автомобили преимущественно в гаражах и в основном своими руками, но чаще всего это был увлекательный коллективный процесс.
— Приглашали знакомого — слесаря, механика. Народ шел по выходным в гаражи, как сейчас в торговые центры. В гаражах было не протолкнуться. Это была целая параллельная домашней реальность, куда женщинам вход был воспрещен. Ремонтировали, общались, выпивали, - ностальгирует Геннадий Львович.
На весь Волгоград в 80-х годах был единственный автосервис в «Центре ВАЗ» на ул. Авторемонтная. По области еще был подобный «Центр ВАЗ» в Михайловке и Фролово. Запчасти там не продавали, а только ремонтировали автомобиль с условием его сдачи.
— Очереди были гигантские. Например, на ТО я приезжал в два часа ночи, чтобы не потерять заводскую гарантию на авто. А в плане ремонта туда даже не совался. Выручали «гаражные» товарищи и смекалка, — вспоминает о непростых временах Александр Иванович.
Вообще ситуация с деталями для авто напоминала гонку за остальными дефицитными продуктами.
— Это называлось — ты мне я тебе. У кого-то знакомый на ВАЗе, а у меня были цемент и краска. Ему нужно это, мне это. Я выручил его сейчас, он меня выручил потом или познакомил с тем, кто ему должен, а мне это нужно сейчас. В СССР это было не просто распространено, но единственный выход найти дефицитный товар, — рассказал Александр Иванович. — Не случайна пословица — не имей сто рублей, а имей сто друзей. Нужно было знать, как и к кому зайти. Деньги были не главное. Вдруг ты подставной?!
Советские автолюбители перед лицом дефицита автодеталей выходили из положения, как могли. Машины практически никогда не стояли из-за мелкой поломки и невозможности достать какую-то запчасть.
— Было дело, я возил аккумулятор от грузовика в своем багажнике. Ну, не было какое-то время на легковые аккумулятора. Я провод провел из багажника и никаких проблем. Аккумулятор больших габаритов, но зато мощный, - вспоминает о своих ухищрениях Александр Иванович. — Сложности были и с резиной, поэтому ее сдавали «в наварку» на специальные предприятия. Например, был пункт на Красных Казармах и Волжском.
А вот шиномонтажек в 80-х годах не было, они начали появляться только ближе к 90-м годам прошлого века к моменту агонии СССР.
В середине 80-х годов прошлого века 92-й бензин стоил 30 копеек. Расход автомобиля что «копейки», что «шестерки» составлял около 7-8 литров на километр. То есть себестоимость поездки на личном авто с учетом исключительно топлива из центра Волгограда, например, на Спартановку и обратно составляла около рубля. А на загородную дачу на расстояние 30 километров — около 2-х рублей в оба конца.
Дефицита топлива не было. Во много из-за того, что неиспользованный бензин с приписок на служебный транспорт нелегально продавался частниками.
— На предприятиях в путевке можно было приписать себе лишние расстояния, взять талоны и соответственно бензина сверх той нормы, которую израсходовал. Обычно клиент подъезжал, и ему такой «государственный» бензин сливался прямо из бака, как правило, за полцены, - рассказал Геннадий Львович
На 92-м бензине ездили «Уралы» с бешеным расходом топлива — около литра на километр. Халтурить при желании было легко. Но все же, в ходу был больше 76-й бензин.
— Если поставить под головку двигателя лишнюю прокладку и уменьшить сжатие в камере двигателя, то заправлять легковушку можно было и 76-м бензином. Так делали очень многие, — вспоминает Геннадий Львович. — Еще один способ на собственном опыте — на химзаводе мне доставали тетраэтилсвинец. На литр нужно было добавить 1 грамм этого вещества, то есть 20 грамм на канистру, и получался бензин, близкий по качеству к 92-му.
Автолюбителям приходилось решать и вопрос с отсутствием сигнализации. Замками, едва ли не амбарными, сцепляли педали, руль или же коробку передач. Такие противоугонные ухищрения выглядели несколько грубо и даже смешно. Но зато вселяли в сердце автовладельца железную уверенность. Что по возвращении ты найдешь своего железного коня, который достался таким трудом, на прежнем месте.