Posted 2 апреля 2022, 10:49
Published 2 апреля 2022, 10:49
Modified 22 мая 2023, 11:38
Updated 22 мая 2023, 11:38
Восемь лет назад Волгоградская область и Андрей Бочаров нашли друг друга. Эта встреча имела судьбоносные последствия для обеих сторон. Став главой региона, Бочаров радикально изменил Волгоград, и можно с уверенностью предположить, что и Волгоград очень сильно изменил Бочарова. Самое неожиданное в этой истории, что изменения имели позитивный характер, и это противоречило горькому постсоветскому опыту волгоградцев, которые привыкли, что все перемены, происходящие в городе, области и стране, как правило, к худшему. Бочаров сломал этот стереотип и эту дурную традицию плохих перемен, тем самым навсегда вписав себя в волгоградскую политическую историю.
«Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне!», - именно с этим чапаевским принципом восемь лет назад Андрей Бочаров начал выполнять приказ президента Владимира Путина о наведении порядка в Волгоградской области. В области, которая захлебывалась в бессмысленных и бесконечных склоках местных элит, стремительно скатывалась в бюджетный коллапс, безнадежно срывала госзаказ по проведению чемпионата мира по футболу, которая все еще пребывала в шоке от серии кровавых террористических актов, унесших жизни десятков людей.
Восемь лет назад Волгоградская область была одним из тяжелых и, казалось, безнадежных регионов России. Наверное, поэтому сюда и отправили Бочарова.
Свое назначение на пост волгоградского губернатора подполковник ВДВ и Герой России Андрей Бочаров воспринял именно как приказ, как новое место службы, на котором он должен, как и положено настоящему офицеру, добиться быстрого и надежного успеха. Этим он резко отличался от своих предшественников, для которых губернаторство было либо тяжким наказанием, либо синекурой, отданной на беззастенчивое разграбление.
«Я отвечаю за все», - сказал в одном из первых своих интервью на посту волгоградского губернатора Андрей Бочаров, пообещав при этом, что «легко не будет». Искушенная волгоградская элита снисходительно улыбнулась, дескать, видали мы всяких, всякое слышали. И напрасно. Как очень быстро выяснилось, Бочарова, как и Путина, нужно внимательно читать и внимательно слушать, не пускаясь в кружева межстрочных интерпретаций. Ну и, конечно, выполнять то, что он говорит.
Этот бочаровский стиль прямой речи и прямых действий, который эстеты из волгоградской политической тусовки недальновидно поспешили назвать «казарменным» и «солдафонским», неожиданно не только оказался весьма эффективным, но и понравился обычным волгоградцам, уставших от словоблудия, откровенного вранья и необязательности «туземных» местных руководителей, чиновников и депутатов. Понравился он и федеральному Центру, где наверняка с облегчением вздохнули, что на этот раз не ошиблись в выборе нового главы для Волгоградской области.
В итоге уже в первые полгода своего губернаторства Андрей Бочаров не только остановил сползание региона в бюджетную яму, но и смог привлечь внешних финансовых активов на сумму более 10 миллиардов рублей – цифра невиданная до того момента для Волгоградской области. Был восстановлен график выполнения работ по подготовке к чемпионату мира по футболу – одна из ключевых федеральных задач того периода. В регион потянулись федеральные министры и крупные российские политики. Волгоград стал звучать в общероссийской политической и информационной повестке не как «проклятое место», а как регион, обретающий второе дыхание в социальной, экономической и политической жизни. Не удивительно, что свои первые губернаторские выборы в сентябре 2014 года и.о. главы области Андрей Бочаров выиграл с результатом более, чем 88%.
Одна из главных заслуг Бочарова перед Волгоградом – прекращение более, чем 20-летней «войны местных элит», бесконечных склок между областным и городским начальством, между силовиками и бизнесменами, между различными шайками высокостатусных грабителей, в погонах и без, которые беззастенчиво годами рвали на части бюджеты, социальные программы, разрушая инфраструктуру и экономику региона, погружая тысячи волгоградцев в болото безнадеги и уныния, провоцируя либо гневные протестные настроения, либо желание поскорее сбежать в Москву, Питер, куда глаза глядят…
До сих пор эхо и последствия этих многолетних межэлитных склок и войн еще дают о себе знать. Но Бочаров сделал главное – провел успешную спецоперацию по «деэлитизации» региона, потому, что такая так называемая элита Волгограду была не только не нужна, она была враждебна региону и волгоградцам.
За минувшие восемь лет в актив Бочарову можно записать многое. Ремонт старых и строительство новых дорог (нулевую продольную вдоль берега Волги уже давно называют «бочаровским проспектом»), настойчивое благоустройство исторического центра Волгограда, центральной набережной, строительство нового стадиона, чудесный храм Александра Невского, инвестиционные проекты в промышленности и сельском хозяйстве, благоустройство районных центров области, создание очагов социальной жизни по новым стандартам – жизни без смирения перед грязью, мусором, разбитыми тротуарами, брошенными под ноги окурками... Бочаров показал, что в Волгограде можно жить иначе, чем волгоградцы жили до сих пор – и это еще одно очень важное достижение нынешнего губернатора.
Это, конечно, совершенно не значит, что Бочаров полностью изменил волгоградский мир, построил здесь «коммунизм», в котором «будет всем счастье». Такое вряд ли под силу даже десятку Бочаровых, тем более в сегодняшних, мягко говоря, непростых социально-экономических и политических условиях, в которых оказалась наша страна. Но Бочаров впервые начал работу по комплексной модернизации Волгоградской области и явно намерен довести ее до надежного, неразрушимого результата.
В последние месяцы в среде местных экспертов, политических игроков и бизнесменов достаточно популярна тема возможного третьего губернаторского срока Андрея Бочарова. Думаю, он не только реален, но и почти неизбежен. Бочарову всего 52 года, он полон сил и энергии, в таком возрасте, как говорится, еще пахать и пахать. При этом Бочаров – уже весьма опытный региональный руководитель, который прекрасно знает Волгоградскую область, все ее слабости и возможности. В этом смысле Андрей Бочаров – коренной волгоградец с твердым сталинградским характером. А это такой ресурс, которым в нынешней, еще раз повторюсь, непростой обстановке не разбрасываются.
Военный стержень, военный стиль мышления и организации работы Бочарова (а он с 15 лет в армии) сегодня является его важным политическим ресурсом и конкурентным преимуществом. Это то, что делает руководителей бочаровского уровня крайне востребованными в сегодняшних условиях то ли гибридного мира, то ли гибридной войны, в которых оказалась Россия. Сочетание же в российском государственном менеджере успешного военного и административно-хозяйственного опыта теперь вообще на вес золота.
События последних недель стали серьезным испытанием для российской государственно-политической системы, для российских чиновников, для российской элиты. И мы видим, что далеко не все эти испытания успешно проходят. Стрессовые условия работы, непредсказуемость будущего, чрезвычайный характер задач – все это повышает требования к управленческим центрам и работающим в них людям.
Для Андрея Бочарова же чрезвычайные ситуации – это абсолютно комфортная среда. В этом можно было убедиться не раз за восемь лет его губернаторства. Именно в чрезвычайных ситуациях, в стрессовой обстановке Бочаров ведет себя максимально эффективно. Достаточно вспомнить решительные действия главы региона при ликвидации ландшафтных пожаров и сезонных наводнений в 2015-2018 годах, когда, кстати, была хорошо видна не только уверенная и спокойная эффективность Бочарова, но и растерянность и склонность к панике многих представителей славной волгоградской бюрократии.
Так что, сегодня, спустя восемь лет, можно с уверенностью утверждать, что настоящее время Андрея Бочарова только наступает. И в этом смысле, вместо подведения итогов, комментаторам его работы стоит не столько оборачиваться в прошлое, сколько смотреть в будущее. Здесь широкий простор для обсуждений новых миссий волгоградского губернатора, его приоритетов и целей. И на этот счет волгоградские политики и эксперты, конечно, непременно будут активно дискутировать, в том числе, на площадках Клуба экспертов Нижнего Поволжья и Российского общества политологов. Но один бесспорный, на мой взгляд, вывод можно сделать уже сейчас - Волгограду и волгоградцам в этом наступающем новом политическом времени вместе с Бочаровым будет надежнее. И это тоже важный итог восьмилетней работы действующего волгоградского губернатора.
Андрей Серенко, директор Аналитического центра Российского общества политологов (РОП), координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья