История такси в нашей стране началась в Санкт-Петербурге в 1910 году, когда было открыто коммерческое предприятие «Санкт-Петербургский Таксомотор». На машинах Ford стояли таксометры, и клиент платил строго по счетчику. Но ни революция, ни конфискация частных автомобилей и автопарков большевиками не смогли остановить развитие этой сферы услуг.
В острой конкуренции иномарки сменили ЗиС-101 и ГАЗ-12, затем «Победа» и «ЗиМ». На первенство претендовал также «Москвич-408», а затем 412-й. Но в конкурентной борьбе к 70-м годам в итоге победила «Волга», отличавшаяся повышенной износостойкостью.
Отметим, что «Волги» в службе такси были каких угодно расцветок, но только не черные. На последних ездило начальство. Для такси же остались более веселые и приветливые цвета — от белых, желтых, зеленых до голубых и салатовых. Последний цвет доминировал в начале 70-х годов, а к Олимпиаде-1980 улицы советских городов заполонили такси, окрашенные по международным требованиям в лимонный цвет.
Шашечки на кузове, зеленый огонек на лобовом стекле. Эти детали стали одним из символов советской эпохи. Вспоминаются они с теплотой во многом потому, что такси хотя и не могло считаться роскошью, но и не было обыденностью вследствие отсутствия сотовой связи, «яндексов», «уберов» и других агрегаторов.
Стоимость была вполне доступная. В тариф входила посадка за 20 копеек, плюс 10 копеек за каждый следующий километр пути. К слову, на 10 копеек можно было приобрести стакан лимонада или детский билет в кино. После 1977 года такси подорожало, и за километр пробега приходилось платить уже 20 копеек.
— Наш Волгоград вдоль Волги вытянут до неприличия. Как-то году в 1984-м нужно было везти гостей со свадьбы. В результате поехали из центра в Кировский район, а потом на Спартановку, - вспоминает 65-летняя волгоградка Алевтина Львовна. — Ценник вышел серьезный по советским деньгам — больше 8 рублей.
Если по каким-то причинам вам пришлось бы проехать весь Волгоград с юга на север — от Красноармейского района до Спартановки, а это не менее 50 километров, - то поездка обошлась бы в 10 рублей. А это уже 20 бутылок пива. В переводе на сегодняшние цены можно констатировать, что российское такси в Волгограде не стало дешевле, зато пользуется бОльшим спросом.
Тем не менее, и в СССР такси было доступно самому широкому кругу народных масс. Квалифицированный рабочий с окладом около 300 рублей вполне мог несколько раз в месяц проехаться на такси. А вот пенсионеры пользовались им крайне редко. Обычные студенты могли себе позволить поездку вскладчину или шикануть после стройотряда.
- По субботам в 1989 году мы с однокурсниками традиционно ездили в бассейн. Выходило рубль туда, рубль обратно. На четверых получалось по 50 копеек. Плюс 50 копеек - вход по студенческому билету в сам бассейн. Итого рубль на хороший вечер. Можно себе было позволить и со стипендии в 40 рублей, - вспоминает Николай Иванченко, учившийся в те годы в сельскохозяйственном институте.
Часто к такси прибегали в крайних случаях, когда нужно было успеть на самолет или поезд, не опоздать на важное мероприятие или вернуться домой заполночь в условиях отсутствия общественного транспорта.
Железным поводом взять такси был негабаритный багаж и даже чемодан. Ну, а ехать с вокзала или аэропорта с поклажей по незнакомому городу на общественном транспорте — тоже сомнительное удовольствие. Поэтому опять же путь советского гражданина в этом случае лежал на стоянку такси, где нужно было отстоять очередь среди других страждущих.
— Я сколько помню своих родителей, они во время отдыха не экономили. Отпуск есть отпуск. И начинался он с поездки на такси до железнодорожного вокзала Волгограда. Потом где-нибудь в Хосте или Лазаревской от вокзала до санатория ехали непременно на такси. Ну, и по возвращении оно доставляло нас домой. Зато в рабочие будни — хоть снег, хоть зной, всегда только общественным транспортом, - делится воспоминаниями 45-летний волгоградец Евгений Олегович.
Реальность советского таксиста зачастую шла вразрез с советской идеологией. У них был источник неконтролируемого калыма. И свобода не только передвижения, но и идеологического маневра.
А еще таксиста уважительно называли шефом. Это тебе не обслуга в современном понимании. Не захочет везти, так и будешь прозябать на обочине.
Не секрет, что многие таксисты водили дружбу со спекулянтами, фарцовщиками, валютчиками и могли способствовать покупке дефицитных или запрещенных товаров.
А как тут не вспомнить таксистов, которые становились не только извозчиками, но и бутлегерами. В разгар антиалкогольной кампании во второй половине 80-х годов прошлого века советские граждане предпочитали расстаться с 10-рублевкой за пол-литра. Другого способа срочно опохмелиться или прибыть к застолью «упакованным» попросту не было. Порой таксисты извлекали необходимое из багажника, иногда везли на адрес к местному самогонщику.
Сейчас все эти истории всплывают в памяти с легкой долей ностальгии. Такси вот уже много лет доступно людям всех социальных слоев. А вскладчину оно обходится даже дешевле маршрутки.
Отметим, что в российской действительности агрегаторы сделали этот вид транспорта менее душевным, но более доступным и удобным для клиентов.