Posted 9 марта 2022, 08:56

Published 9 марта 2022, 08:56

Modified 17 октября 2022, 11:29

Updated 17 октября 2022, 11:29

Как изменился выставочный рынок за годы пандемии

9 марта 2022, 08:56
Выставки уже давно вышли за пределы информационно-культурной составляющей и стали эффективным инструментом продвижения продукции, услуг и вообще настоящим двигателем для бизнеса. Но в условиях пандемии представителям этой сферы пришлось перестраиваться под новый формат. Что происходит в этой индустрии сегодня?

Выставки в эпоху коронавируса

В последние годы событийный рынок в России демонстрировал уверенную динамику роста, но в 2020 году всё кардинально изменилось из-за коронавируса. По некоторым оценкам, потери составили порядка 40%. По 2021 году итоговых цифр пока нет, но, судя по всему, они будут ненамного лучше.

В Волгоградской области, тем не менее, выставочные центры сумели подстроиться под сложные условия и обошлись практически «без жертв». Так, в «ВолгоградЭКСПО» почти все запланированные выставки на 2020–2021 годы состоялись, кроме двух в самом начале пандемии. За два года в выставочном центре прошло 90 мероприятий (42 в 2020-м году и 48 — в 2021-м). Самыми популярными остаются выставки продуктовой и текстильной тематики.

— Российский выставочный рынок из-за пандемии понёс очень серьёзные потери по всем показателям. Это и рабочие места, и количество компаний, и доходная часть, и прибыльность. Сегодня восстановление этой индустрии — вопрос, к сожалению, не очень быстрый, но в любом случае один из главных для нас.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Крупнейшими игроками рынка являются специализированные конгрессно-выставочные комплексы. Примерно 25% в общей структуре доходов от выставочной деятельности в России приходится на организаторов, которые не имеют своих площадей для экспозиций. Ещё 17% — это сервисные услуги по монтажу и оформлению стендов, транспортное и техобслуживание, т. е. вся околовыставочная деятельность.

Пандемия сильно ударила по отрасли. За два года рынок покинуло около 280 компаний в России. В этом смысле крепче позиции крупных компаний, которым хватает резервов и ресурсов, чтобы выстоять в сложившейся ситуации. Яркий пример — «Экспоцентр» в Москве. В 2020-м году на его территории временно разместили инфекционный госпиталь, а в 2021-м году он вновь стал работать по профилю и показал цифры лучше, чем были на тот момент в среднем по отрасли — проведено около 700 мероприятий различного уровня, в том числе 80 международных выставок.

«Сейчас и по числу выставок и по выручке мы достигли 80% от объёмов докоронавирусных времён, — отмечает гендиректор «Экспоцентра» Алексей Вялкин. — Кроме того, за время пандемии мы освоили ряд прикладных услуг и можем предложить заказчику более широкий набор: рекламу, продвижение продукции и многое другое.

Онлайн или оффлайн: плюсы двух форматов

В ковидный период роль дистанционного взаимодействия вышла на небывалый уровень, в том числе в бизнес-среде. Но даже при всех возможностях современных технологий классические выставки имеют неоспоримое преимущество, т. к. позволяют за короткий срок встретиться со многими потенциальными партнёрами и в личном общении обсудить возможности сотрудничества.

С другой стороны, у онлайн-формата тоже есть свои плюсы, ведь с их помощью можно подключить к общению в том числе тех, кто не смог попасть на выставку в силу объективных причин или в принципе не планировал участие из-за особенностей географии или чего-то ещё.

— Некоторые мероприятия уже успешно проходят в смешанном формате, когда часть участников находится на месте, а остальные — удалённо. В этом смысле мы научились достаточно неплохо использовать цифровые технологии. Также есть возможность дистанционно пообщаться с теми, кто хотел бы разобраться в особенностях какой-либо продукции или агрегате.Сергей Катырин, президент ТПП РФ

В условиях конфликта с Украиной и всех вытекающих из него последствий большую роль также приобретает информационный фон. По словам гендиректора «ЭкспоФорума-Интернэшнл» Сергея Воронкова, участники выставок, проходящих в классическом, очном формате, побывав в России и пообщавшись с потенциальными партнёрами лично, вряд ли в будущем поверят в фейки о нашей стране. Выставочная деятельность — эффективный канал коммуникации международного формата.

Что будет с отраслью с ближайшем будущем?

Важным шагом для развития выставочной деятельности и её выхода на качественно иной уровень может стать закон «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности», над которым сейчас работают в ТПП РФ и Минпромторге. Он призван в том числе упростить различные бюрократические процедуры в отрасли и существенно облегчить жизнь всем участникам рынка.

«Нормативная база станет для всех ясным ориентиром и в том числе откроет новые возможности для финансовой поддержки компаний», — уверен Сергей Катырин. В этом смысле приведение основных положений к единому знаменателю должно положительно отразиться на развитии отрасли.

Помимо этого, ТПП РФ предложила снизить налоги для компаний конгрессно-выставочной отрасли до 2025 года. За это время, по прогнозам экспертов, она должна восстановиться и выйти на новый уровень.

Подпишитесь