Posted 4 марта 2022, 08:33
Published 4 марта 2022, 08:33
Modified 17 октября 2022, 11:50
Updated 17 октября 2022, 11:50
Ещё с конца прошлого года новый приказ Минздрава относительно условий отпуска медицинских препаратов из аптек вызвал бурное обсуждение в народе. Главный камень преткновения — требование продавать товар в первичной и вторичной упаковке, т. е. он должен быть во внешней коробке и в блистерах (ампулах, флаконах и т. д.).
Что это значит? Раньше в аптеках допускалось деление содержимого лекарств и продажа по частям, если внутри имелась отдельная (первичная) упаковка. Это давало возможность покупателям брать, например, 3 пакетика с порошком от кашля (тогда как в упаковке их 10), 1 блистер с таблетками из трёх или 5 ампул из 10.
Для людей это было очень удобно. Во-первых, зачастую на курс лечения требуется гораздо меньше лекарства, чем содержит целая упаковка. Соответственно, покупая ампулы или блистеры поштучно, человек экономил деньги. Во-вторых, бывает, что врач только подбирает оптимальный препарат пациенту, поэтому назначает небольшую дозу, чтобы посмотреть на эффективность в конкретном случае и проверить реакцию организма.
В прошлом приказе № 403н была чётко прописана допустимость нарушения вторичной упаковки, в новом же её уже нет. В связи с этим количество недовольных изменившимся порядком отпуска лекарств из аптек начало расти в геометрической прогрессии, что в конце концов привело к обращению Ассоциации индустрии товаров для здоровья в Минздрав с просьбой пересмотреть этот пункт.
Впрочем, прямого запрета на частичный отпуск товаров из аптек в новом приказе нет. В документе сказано, что если покупатель приходит с рецептом, в котором чётко указана дозировка, то ему продадут ровно столько, сколько прописано. 7 ампул — значит, 7 ампул, 20 таблеток — о'кей.
Если рецепта нет, купить лекарство поштучно всё равно должно получиться, но тут уже появляются нюансы. Дело в том, что изначально вопрос с запретом на частичную продажу был связан с проблемой обязательной маркировки и учёта проданных препаратов. Контролирующие органы должны иметь возможность отследить любую продажу в системе МДЛП (мониторинг движения лекарственных препаратов). И если в этой работе будут обнаружены какие-то нарушения, аптека понесёт ответственность. На первый раз дело ограничится предупреждением, а за повторный «косяк» уже предусмотрен штраф либо приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Как правило, маркировка, содержащая необходимые сведения для учёта в системе МДЛП, наносится на вторичную упаковку — ту, что лежит на полках в аптеках. Чтобы лекарства в первичной упаковке, т. е. в блистерах или ампулах, тоже без проблем отслеживались в этой системе, маркировать нужно и их. Но это уже головная боль производителей, и на покупателях она отразиться не должна.
— Приказом № 1093н не установлен запрет на деление вторичной упаковки при отпуске лекарственных препаратов. В государственной системе мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя реализована возможность по фиксированию сведений о частичном выводе из оборота лекарственных препаратов аптеками. При частичной продаже лекарственного препарата в кассовом чеке отражается количество продаваемых первичных упаковок и общее количество первичных упаковок во вторичной (потребительской) упаковке согласно комплектности.
Конечно, не все участники рынка против деления упаковок. По сути, самим аптечным сетям это никакой выгоды не несёт. И крупные игроки хотели бы, чтобы препараты продавались только целыми упаковками — здесь чисто коммерческий интерес. Но есть и один практический момент, связанный с инструкцией по применению. Зачастую при поштучной продаже покупателю её не выдают. В век интернета это не такая большая проблема, хотя в отношении пожилых людей может случиться всякое.
Таким образом, с одной стороны, в новом приказе Минздрава ничего не сказано о запрете деления содержимого лекарственных упаковок. С другой — разрешения на это действие тоже нет. По факту это чревато для аптек риском нарваться на серьёзные меры со стороны контролирующих органов. Но эксперты считают, что последние вряд ли будут на практике использовать этот нюанс в своих целях.
Еще одним новшеством в последнем приказе стали дополнительные категории рецептов. С 1 марта врачи должны указывать на рецептах срок его действия и степень срочности. Так, пометка «statim» означает «немедленно», т. е. препарат должен быть продан в день обращения в аптеку. Надпись «cito» («срочно») подразумевает реализацию максимум в течение двух дней. При этом если человек пришёл в аптеку после истечения срока рецепта, ему не должны продавать указанный в нём препарат.
В остальных случаях допустимые сроки реализации в аптеках составляют либо до 10 рабочих дней, либо 5, если препарат или медикамент входит в так называемый минимальный ассортимент лекарственных средств.
В реальности все эти сроки обычно составляют 1-2 дня, и принципиальных изменений для обычных потребителей произойти не должно. Просто теперь этот момент зафиксирован документально и при необходимости может регулироваться на уровне федерального министерства.