Posted 18 февраля 2022, 07:46

Published 18 февраля 2022, 07:46

Modified 27 февраля 2023, 10:57

Updated 27 февраля 2023, 10:57

Волгоградские яйца пропали с прилавков: кому это выгодно?

Волгоградские яйца пропали с прилавков: кому это выгодно?

18 февраля 2022, 07:46
Фото: novostivolgograda.ru
По состоянию на 17 февраля 2022 года с прилавков волгоградских магазинов практически пропали яйца от местных производителей.

По данным статистиков, за 2021 год производство куриных яиц в Волгоградской области увеличилось почти на 2 млн штук. Региональный комитет сельского хозяйства уверяет, что регион полностью обеспечивает собственную потребность в этом продукте. Однако цены на яйца в сетевых магазинах растут, а местная продукция пропала с прилавков. Подробнее о том, почему у Волгоградской области проблемы с яйцами, — в материале «НовостиВолгограда.ру».

Яйца не на каждый день

Прирост производства яиц, о котором говорит Волгоградстат, на поверку невелик: всего 0,2% по сравнению с 2020 годом. В прошлом году волгоградские несушки дали региону 820,3 млн яиц — примерно по 331 яйцу на каждого жителя области. Такие показатели не позволяют говорить о существенном прорыве. Возможно, поэтому региональный комитет сельского хозяйства предпочитает сравнивать производство яиц с уровнем 2014 года — но и его данные говорят о скромном росте отрасли.

В 2021 году производство яиц в регионе (во всех видах хозяйств и организациях) выросло на 16,5% по отношению к уровню 2014 года и составило 822,6 млн штук. Обеспеченность яйцом населения Волгоградской области на начало 2022 года составляет 128,9%, — сообщили в областном комитете сельского хозяйства.

К этой статистике есть вопросы. Во-первых, она объединяет данные о производстве яиц на крупных предприятиях и на частных подворьях. Во-вторых, областной комитет указывает, что дефицита яиц в регионе нет, однако не даёт информации о том, какой процент продукции местных предприятий уходит на продажу в другие регионы. В-третьих, чиновники не дали ответа на вопрос, учитывается ли в их статистике брак — яйца, которые производятся птицефабриками, но по разным причинам не доходят до конечного потребителя. Между тем жалобы волгоградцев на то, что цены на куриное яйцо растут, а продукция местных производителей пропала с прилавков, заставляют усомниться, что в отрасли действительно всё так хорошо, как рапортует Облкомсельхоз.

Цены несутся быстрее кур

Скачки цен на яйца происходят в Волгоградской области регулярно. Продукция птицефабрик начала резко дорожать ещё в 2018-2019 годах. Тогда этот процесс вызвал обеспокоенность у Волгоградского УФАС. Антимонопольная служба установила, что крупные агропредприятия повысили отпускные цены на яйца в среднем на 30% из-за роста расходов на корм и электроэнергию. Но птицефабрики не продают свою продукцию торговым сетям напрямую: они делают это через посредников. Перекупщики приобретают яйца у птицефабрик и продают торговым сетям с наценкой. Две такие организации в 2019 году повысили цены примерно в полтора раза, из-за чего куриное яйцо для волгоградцев надолго стало «не простым, а золотым».

Вмешательство УФАС помогло ненадолго замедлить рост цен, но рыночный механизм, заставляющий потребителей переплачивать за жадность компаний-посредников, никуда не делся. Осенью 2021 года яйца в волгоградских супермаркетах опять начали стремительно дорожать. В сентябре они за одну неделю выросли в цене на 5,5%. К началу 2022-го стоимость десятка яиц первого сорта в некоторых торговых сетях превысила 100 рублей. При этом найти на прилавке супермаркета местную продукцию — задача непростая.

Любопытные данные о том, сколько волгоградских яиц на самом деле доходят до местного потребителя, были озвучены в январе на заседании президиума Совета Волгоградской области по вопросам развития сельских территорий и агропромышленного комплекса. Выяснилось, что недавно прошедшие дорогостоящую модернизацию птицефабрика «Волжская» и агрофирма «Восток» в 2021 году произвели почти 412 млн яиц (половину от общего количества), но внутри области реализовали лишь около 30% от этого объёма. Компании-посредники закупают яйцо у производителей в одном регионе и перепродают в другом, завышая наценку.

Это официальные цифры, а на практике картина ещё интереснее. Сегодня, 17 февраля 2022 года, мы провели эксперимент и выяснили, сколько волгоградских яиц продаётся в супермаркетах. Результат обескураживает: в одной из популярных торговых сетей яйца от местных птицефабрик вообще пропали с прилавков, в другой они составляют всего 5-6% от ассортимента. Волгоградцам предлагают приобретать привозные яйца из других регионов — тогда как более дешёвая продукция местных производителей до них просто не добирается.

Яичные монополисты

По данным Облкомсельхоза, в Волгоградской области сейчас работают всего четыре птицефабрики яичного направления: АО «Агрофирма “Восток”», АО «Птицефабрика Волжская», ООО «Городищенская птицефабрика» и ОАО «Птицефабрика Урюпинская». По объёму производства лидируют птицефабрика «Волжская», чьи куры в 2021 году снесли более 223,5 млн яиц, и агрофирма «Восток» (190,7 млн яиц в 2021 году). Хозяева у обеих организаций фактически одни и те же.

Главный «яичный магнат» в Волгоградской области — Владимир Струк, экс-депутат регионального парламента и советник губернатора по аграрным вопросам. Он занимает 67-е место в рейтинге ста самых богатых бизнесменов Волгоградской области с активами в 637,2 млн рублей. Г-н Струк — гендиректор АО «Птицефабрика Волжская», чья чистая прибыль за 2020 год составила 135 млн рублей; с 2011 года птицефабрика, основанная ещё в 1969 году, входит в состав подконтрольного ему агрохолдинга «Восток». Агрофирмой «Восток», заработавшей в 2021 году 222,5 млн рублей, управляют Николай Струк и Александр Струк, а лоббированием интересов семьи на законотворческом и политическом поле занимается руководитель фракции «Единой России» в Волгоградской областной Думе депутат Михаил Струк (сын Владимира Струка). Таким образом, как минимум 50% регионального яичного рынка контролируют одни и те же люди. Именно им и стоило бы адресовать жалобы на рост цен и на то, что местные яйца пропали с прилавков, считает известный волгоградский фермер Андрей Прошаков.

Будем называть вещи своими именами: Волгоградская область Струку даёт множество преференций. Хотите землю, субсидии, дотации — дадим. Хотите политическую власть, хотите быть советником при губернаторе? Пожалуйста. Но чем больше область даёт, тем хуже результат. Это не потому, что Струк плохой: на его месте мог быть любой Иванов, Петров или Сидоров. Просто монополия только к этому и приводит. Его агрохолдинг сегодня имеет экономическую власть, законодательную власть (в виде сына), политическую власть. Поэтому он что хочет, то и делает, — указывает Андрей Прошаков.

Слова о монополизации рынка можно было бы счесть преувеличением, если бы две другие птицефабрики яичного направления, Городищенская и Урюпинская, были в состоянии конкурировать с предприятиями семьи Струков. Однако Городищенская птицефабрика Екатерины Лихачёвой работает себе в убыток (её финансовые потери в 2021 году превысили 4,8 млн рублей), а Урюпинская птицефабрика с 2020 года находится в процессе банкротства (у неё чистый убыток около 1,5 млн рублей за 2021 год и отрицательные активы в размере 131 млн рублей).

Тем временем агрохолдинг «Восток» пользуется щедрой господдержкой. Именно за счёт бюджетного финансирования предприятия семьи Струков завершили реконструкцию, ввели в оборот 2,2 тысячи гектаров орошаемых земель и создали замкнутый цикл производства яйца. «На протяжении ряда лет мы занимались модернизацией птицефабрик «Волжская» и «Восток». Задача, которую мы перед собой ставим по этим производствам, — выйти на 500 млн штук высококачественного товарного яйца в год, а также серьёзно увеличить выпуск мясной продукции. В 2022 году здесь будет введена ещё тысяча гектаров орошаемых земель. Тогда один из ведущих холдингов области обеспечит себе объёмы кормов для разведения птицы на десятилетия вперёд», — заявил губернатор Андрей Бочаров в ходе выездного совещания на базе птицефабрики «Волжская».

Невзирая на масштабную модернизацию своих предприятий и активную помощь со стороны областной администрации, агрохолдинг допустил в своей деятельности ряд серьёзных нарушений, выявленных Ростехнадзором в начале 2022 года. Возникает вопрос: зачем региону спонсировать птицефабрики, которые не только реализуют свою продукцию вне области, но и вызывают недовольство надзорных ведомств?

Чьи яйца круче?

Выхода из ситуации, когда значительная часть произведённых в Волгоградской области яиц уходит «на сторону», а цены зависят от прихоти пары крупных производителей и перекупщиков, пока не видно. Конкуренции на рынке взяться неоткуда.

По словам фермера Андрея Прошакова, Волгоградская область никогда не считалась лидером среди «яичных» регионов, но ситуацию, когда возникает необходимость в завозе куриного яйца из других субъектов РФ, он называет ненормальной. По его мнению, единственный способ решить проблему — стимулировать птицеводство в личных подсобных хозяйствах, чтобы фермерский товар конкурировал с продукцией птицефабрик.

Но смогут ли фермеры всерьёз поспорить с яичными гигантами, пока невозможно даже предположить. Слишком неравные шансы будут у малых хозяйств в таком противостоянии. А наценки «за экологичность», как это часто случается с фермерскими товарами, могут полностью съесть выгоду, которую простые потребители теоретически могли бы получить, покупая местные продукты.