Как сообщает «НовостиВолгограда.ру» со ссылкой на программу «Бизнес-вектор» канала РБК, количество читающих книги россиян за последние годы выросло до 70%. Эпидемия коронавируса оказала на книжный рынок двоякое влияние: с одной стороны, спрос на бумажные издания среди потребителей вырос, с другой — обострились проблемы, существовавшие в индустрии ещё с середины 2010-х годов. Из-за кризиса типографских мощностей книги продолжают дорожать. А в связи с «коронакризисом» в 2020 году издательская отрасль в России оказалась на грани краха.
— В 20-м году рынок резко упал и достиг своего дна, самого настоящего. Ещё в апреле 2020 года мы обратились в правительство РФ с предложением, чтобы отрасль книгоиздания и продажи книжной продукции признали важной и пострадавшей от пандемийных процессов, и она вошла в перечень с соответствующими льготами, — говорит Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ.
«Коронакризис» нанёс российским издателям серьёзные потери. В 2020 году книжный рынок сократился на 12%, до 84 млрд рублей. Его объём за 2021 год пока можно оценить лишь приблизительно — вероятно, он составит около 95 млрд рублей. Тем временем, по данным Росстата, количество организаций, которые специализируются на полиграфии, снижается: за последние три года их число сократилось на 5 тысяч.
Художественная литература приносит издателям около 30% выручки, ещё примерно столько же приходится на продажи научно-популярных и познавательных книг. 15% прибыли обеспечивает детская литература. В период эпидемии резко вырос спрос на книги по психологии и эзотерике — кто-то ищет способы снять стресс, кто-то обращается к мистике. Также стали популярнее издания по экономике и инвестициям: спрос на них создают те, кто пытается сохранить сбережения в трудный экономический период.
На федеральном уровне среди лидеров издательской индустрии — группа «Эксмо-АСТ». Она входит в топ-50 крупнейших издательств мира и по итогам прошлого года только от продаж книжной продукции получила выручку в 22 млрд рублей. «Эксмо-АСТ» заработало свой статус за счёт выпуска бестселлеров, но сейчас делает ставку на проверенную классику — в лидерах продаж такие авторы, как Эрих Мария Ремарк, Фёдор Достоевский, Джордж Оруэлл. Средний тираж книг — 2,5 тысячи экземпляров. Ключевая проблема издательства — нехватка мощностей: почти все участники рынка печатают книги в сторонних типографиях. «Примерно 15% книг, которые мы хотели напечатать в прошлом году, не были напечатаны из-за ограничений по мощностям типографий. В какие-то месяцы это доходило до 25% — наши заявки на печать книг не выполнялись», — рассказывает Олег Новиков, основатель и президент издательской группы «Эксмо-АСТ».
Почти все книги в России печатаются по офсетной технологии, которой уже больше ста лет. По макету изготавливаются металлические формы, на которые наносят текст и рисунки. Затем их устанавливают в печатную машину, переносят краску на бумагу, отправляют листы на резку и фальцевание, а в завершение процесса соединяют получившиеся блоки с картонной обложкой. В современных типографиях этот процесс автоматизирован, но кризис мощностей, который начался ещё в 2010-х, даёт о себе знать. Проблемы издателям создаёт и подорожание материалов — бумага в прошлом году взлетела в цене на 20%, картон — на 60%. Ожидается, что рост цен продолжится и в 2022 году. Это закономерно повлекло за собой повышение цен на книги.
Из-за перебоев с бумагой многие издания, которые должны были выйти ещё в 2021 году, перенесены на 2022-й. Дефицит материалов и мощностей в отрасли сейчас ощущается почти столь же сильно, как в начале её формирования 30 лет назад. Импортная бумага стала невероятно дорогой, а российские ЦБК не обеспечивают потребность рынка в сырье.
Производство качественной книжной бумаги упало в два с половиной раза, бумажные предприятия переходят на производство упаковки: это более выгодно. Наши зарубежные партнёры тоже испытывают дефицит. Поэтому стоимость книг только за 2021 год выросла до 40%.Максим Фатеев, вице-президент ТПП РФ
Меняются и каналы сбыта. Сейчас примерно каждая вторая книга продаётся в специализированных торговых точках, но онлайн-магазины составляют им серьёзную конкуренцию: там сбываются почти 39% от объёма рынка. Ещё около 8% книг продаются в супермаркетах, остальные — в киосках. Для издателей продавать свою продукцию через Интернет выгодно: это позволяет сэкономить до 10% от стоимости книг.
А стоимость эта формируется из целого ряда составляющих. Например, при выпуске детской литературы издательство должно заплатить авторам (около 20% от цены), оплатить печать и услуги склада (ещё 20-25%), включить в стоимость услуги по продвижению и комиссию онлайн-магазина (30-35%). В конечном счёте издательство получает с одной книги скромную прибыль — около 17% от её стоимости. Книжный бизнес — это «длинные деньги», ожидать мгновенного заработка в нём бессмысленно.
Тем временем стремительно растёт рынок электронных изданий и аудиокниг. По сравнению с 2019 годом он увеличился примерно на 40% (применительно к аудиокнигам рост ещё выше: до 70% год к году). Эксперты ожидают, что вскоре этот процесс замедлится, между бумажными и электронными книгами будет достигнуто равновесие. Так что окончательного перехода «в цифру» не произойдёт, и бумажная книга выживет вопреки всему.
В Волгоградской области книжного рынка как такового не существует: почти все компании, которые оказывают услуги по книгопечатанию в регионе, представляют собой типографии, а не полноценные издательские дома. Книги среди их продукции составляют незначительную часть по сравнению с рекламной полиграфией, а если и печатаются, то в основном на заказ и малыми тиражами. Зачастую такие издания вообще не доходят до магазинов и распространяются авторами самостоятельно. Ещё в середине 2010-х годов по волгоградским типографиям ударила первая волна полиграфического кризиса.
Из-за подорожания бумаги и запчастей для офсетных станков многие волгоградские издательства закрылись. Часть коммерческих компаний ликвидирована, другие формально существуют, но фактически показывают нулевые финансовые результаты. Собственные издательства по-прежнему есть у волгоградских вузов, однако они работают «на себя» — издают сборники и монографии, не поступающие в широкую продажу. Практически не проявляет признаков жизни то, что осталось от государственного ГБУК «Издатель», выпускавшего книги местных авторов: в 2015 году реорганизацию учреждения с большим скандалом удалось остановить местным активистам ОНФ, однако в 2020 году «Издатель» был преобразован в «Центр информационного и материально-технического обеспечения» Волгоградской области. Новое госучреждение продолжает печатать журналы и газеты, но насчёт книжной продукции актуальной информации нет.
В Волгограде, однако, базируется крупнейшее полиграфическое предприятие ЮФО — ОАО «Альянс Югполиграфиздат». Этот производственный союз полиграфических комбинатов печатает в том числе и книги — преимущественно корпоративные и подарочные издания. Но и «Югполиграфиздат» ощутил дыхание кризиса: по итогам 2020 года чистые убытки альянса превысили 7,1 млн рублей.
Статистика даёт надежду на восстановление российского книжного рынка после «коронакризиса»: после критического 2020 года он мало-помалу растёт. Возможно, сумеют выйти из комы и волгоградские мини-издательства и типографии. Так что, пожалуй, последняя страница истории книгоиздания в нашем регионе пока ещё не перевёрнута.