Очевидно, что самыми лучшими и надежными способами спасения являются сценарии, которые заблаговременно позволят обойти все трещины на льду и потенциальные проруби стороной.
Для этого нужно соблюдать правила безопасности: не ступать на лед тоньше 5 сантиметров, а также всегда следить, чтобы рядом были люди, которые в случае чего придут на помощь.
- Перед выходом на лед стоит учитывать погодные условия, толщину ледового покрова и самое главное – трезво оценивать свои знания и возможности, - комментирует председатель регионального отделения ВОСВОДа Эдуард Протопопов.
Опасность представляют заснеженные участки, поскольку под десятью сантиметрами снега может быть всего лишь сантиметровый слой льда, который попросту не выдержит человека, даже ребенка. Не менее опасны участки, поросшие камышом или кустарниками. Там лед тонкий, пористый и рыхлый.
Тревогу должен вызвать также серый и грязновато-мутный лед, а также торчащие из него палки и камни. Они говорят о неоднородной, а значит ненадежной структуре льда, а соответственно об опасности. Не многие знают, что торчащая из-подо льда палка, говорит о том, что здесь была лунка, а рыбак, покидая это место, предусмотрительно его пометил, чтобы никто из любителей подледного лова в нее не провалился.
Что же касается способов спасения, то профессионалы чаще всего используют спасательный конец Александрова – это плавучий тонкий корабельный трос с петлёй и двумя поплавками яркого-оранжевого цвета или спасательный круг. Действенным является способ, когда спасатель в непромокаемом снаряжении выдвигается к утопающему, не боясь провалиться. Но даже если этих приспособлений нет, подойдет обычная верхняя одежда. Для этого необходимо скинуть с себя куртку, но не до конца, а оставив рукав, обматанным вокруг кисти. Правильную технику спасатель демонстрирует на видео.
О правилах безопасности и способах спасения сотрудники ГИМС ГУ МЧС региона и ВОСВОД рассказали рыбакам в ходе рейда в Волгоградском затоне – одном из самых популярных мест зимней рыбалки недалеко от хутора Бобры. Каждый выходной здесь собираются около 20 любителей подледного лова. Каждому спасатели вручили памятку, а также наглядно продемонстрировали, что делать, если лед под ногами треснул и ты оказался в ледяной воде.
Но даже, если вокруг нет людей, вытащить себя из полыньи можно с помощью двух гвоздей, которые связаны веревкой. Последняя перекидывается через шею, а гвозди берутся в обе кисти и используются наподобие скалолазного оборудования. Как это работает спасатель также демонстрирует на видео.
Кроме того, вылезти из полыньи или хотя бы выиграть время, пока прибудет помощь, можно ухватившись за бур, если его грамотно расположить поперек перед собой. Именно так год назад из ледяного плена спасся бывалый рыбак, 67-летний житель Краснооктябрьского района Волгограда, Василий Геннадьевич Лосев.
- Я уже нырял. Это было в позапрошлом декабре на Дону в районе Ложки, где мост строился. Лед вроде крепкий был, торосы огромные, все надежно смерзлось, но думаю, строители перед пуском его поломали техникой, поэтому я ухнул в полынью. Когда проваливался, успел развернуться, руки расставил. Перед собой бур, уточка, сзади рюкзак на дно тянет. Стал звать на помощь. За бур меня и вытащили. Минут 10 в ледяной воде был, потом часа 4 добирался до дома. Но ничего, организм еще крепкий, - поделился опытом спасения Василий Геннадьевич.
Но, увы, не каждая история заканчивается хэппи-эндом. Ежегодно на замерзших реках и озерах региона гибнут около 10 любителей подледного лова. В ходе патрулирования всем рыбакам были розданы листовки о правилах поведения на льду.
- Подобные рейды способствуют повышению культуры безопасного поведения на льду. Совместно с представителями ВОСВОДа, мы наглядно демонстрируем средства и способы спасения в случае возникновения нештатной ситуации, - рассказал начальник отдела контрольно-надзорной деятельности Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Волгоградской области Валентин Нижников.
Пока не сойдет лед инспекторы ГИМС продолжат постоянно проводить мониторинг толщины ледового покрова для прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций на водных объектах.