Posted 2 января 2022,, 05:00

Published 2 января 2022,, 05:00

Modified 17 октября 2022,, 11:50

Updated 17 октября 2022,, 11:50

Коронованный год: как его пережили волгоградцы

2 января 2022, 05:00
2021-й год оказался ещё богаче на события, связанные с коронавирусом, чем 2020-й. Вакцинация, новые штаммы, различные ограничения и QR-коды — и всё это на фоне вечно меняющейся эпидемиологической ситуации.

Вопреки прогнозам о том, что на второй год пандемия если не отступит, то хотя бы сбавит обороты, рушились в течение всего года. Сначала была надежда на естественный спад, затем — на вакцинацию, но в итоге лишь к концу года ситуация улучшилась, хотя все основные ограничения продолжают действовать.

Заболеваемость коронавирусом

Число новых случаев COVID-19 в Волгоградской области менялось в этом году волнообразно. В январе–феврале в день заболевало более 200 человек, к марту этот показатель снизился примерно до 150, а самого низкого уровня в году он достиг в конце мая — июне, когда ежедневно выявлялось меньше сотни новых случаев.

Очередная волна началась в июле, и к осени она постоянно нарастала, добравшись до пиковых значений в ноябре — тогда в день коронавирус подтверждался более чем у 450 пациентов. Росло и количество госпитализаций, из-за чего пришлось разворачивать дополнительный коечный фонд, а пациентов выписывать после появления стабильной динамики к улучшению, а не полного выздоровления, с учётом, что они долечатся дома.

С середины ноября фиксируется планомерный спад заболеваемости. Всего за месяц число ежедневных случаев ковида снизилось с 470 до 380-390, а в последние дни перед Новым годом эта цифра и вовсе опустилась до 260-270. Но несмотря на стабильное улучшение, в том числе существенное уменьшение числа госпитализаций, в регионе пока не спешат со смягчением ограничений.

Крайне непростая ситуация сложилась и со смертностью от коронавируса. В первой половине года число ежедневно фиксируемых летальных случаев не доходило до десяти, а, начиная с июля, график пошёл вверх. В ноябре и первой половине декабря за день подтверждалось более 30 смертей от COVID-19, к концу года их стало менее 20. На фоне того что информация о смертности поступает со сдвигом на месяц-полтора, а также явного снижения заболеваемости, это обнадёживающий факт.

Вакцинация от коронавируса

Весь этот год прошёл под знаком вакцинации от коронавируса. В массовом формате она стартовала в Волгоградской области в середине января. До конца весны в наш регион поставлялись две вакцины — «Спутник V» и «ЭпиВакКорона». В июне к нам поступила первая партия препарата «КовиВак», но эта вакцина большого распространения не получила. Поначалу на неё был нешуточный спрос, но она распределялась в основном среди чиновников и «по знакомству». «КовиВак» поставлялся небольшими партиями, и со временем интерес к ней всё же угас.

А вот вакцина «Спутник Лайт» пережила «ренессанс» осенью. Если до этого к однокомпонентному препарату волгоградцы относились без особого энтузиазма, то с введением более жёстких ограничений и особенно с запуском системы QR-кодов желающих привиться один раз и получить сертификат вакцинированного стало намного больше. В какой-то момент это даже привело к дефициту «Лайта» в регионе, но постепенно ситуация стабилизировалась.

Сама по себе вакцинация разделила жителей Волгоградской области на два лагеря: сторонников прививки и её противников. Были и те, кто не относил себя ни к тем, ни другим, но всё равно чуть больше склонялся к какой-то позиции.

Стимулировать волгоградцев к прививке пробовали разными способами: то «пряником» (например, скидочными купонами или дополнительными выходными, а некоторые работодатели даже премировали сотрудников за вакцинацию), то «кнутом» (введение обязательной вакцинации для представителей ряда профессий).

На 30 декабря в Волгоградской области привилось 1 445 446 человек, а полностью вакцинировались 1 369 170 человек. Как заявили в облздраве, коллективный иммунитет жителей региона составил 60,4%. В среднем по стране этот показатель составляет 61,8%. А в новом году начнут вакцинировать ещё и подростков от 12 до 17 лет — препарат «Спутник М» уже прошёл клинические испытания и скоро поступит в массовый оборот в регионы.

Новые штаммы коронавируса

Помимо противостояния сторонников прививки и антиваксеров, значительно осложняли борьбу с пандемией новые штаммы коронавируса. Летом в России начал активно распространяться «индийский» штамм, получивший название «Дельта». Он отличался повышенной агрессивностью, высоким уровнем заразности и смертности, причём серьёзную угрозу этот штамм представлял в том числе для молодых людей и детей.

У «Дельты» короче инкубационный период (всего несколько дней), а клиническая картина порой может меняться стремительно. Кроме того, к частым симптомам коронавируса при «индийском» штамме добавились тошнота, рвота и понос, а все остальные признаки (кашель, насморк и т. д.) уже перестали носить ярко выраженный характер — в некоторых случаях их могло не быть вовсе.

В ноябре в России выявили первые случаи ещё одного штамма — «Омикрон». Он был обнаружен в Южной Африке и по симптоматике сильно отличается от предыдущих. У заболевших отмечается сильная слабость, повышенная утомляемость, температура, головная боль, а вот кашель и насморк — по ситуации. Из-за его ещё более быстрой распространяемости даже сократили срок действия ПЦР-теста с 72 до 48 часов.

Большую обеспокоенность у учёных вызывает тот факт, что «Омикрон» может быть достаточно устойчив к действующим вакцинам, а значит и опасным для всех привитых и переболевших. При этом у него изначально большое количество мутаций. С одной стороны, это осложняет способы борьбы с ним, а с другой — даёт определённые поводы для оптимизма. Так, российский вирусолог Пётр Чумаков считает, что «Омикрон» может стать своеобразной «живой вакциной» от COVID-19, а его коллега микробиолог Анатолий Альтштейн высказал предположение, что из-за большого количества мутаций вирус может потерять жизнеспособность, что будет означать конец пандемии.

Ограничения из-за коронавируса

Многие волгоградцы в этом году снова столкнулись с проблемой отдыха за рубежом. Кто-то пытался поймать «окошко», когда границы открыты, а кто-то отказался от поездки, решив провести отпуск, не выезжая из страны.

Летом к этим ограничениям добавилась новая ковидная реальность — QR-коды. Их могли получить только привитые или переболевшие коронавирусом граждане. С 12 июля в Волгоградской области начали действовать так называемые зоны, свободные от COVID-19. Такой статус могли получить кафе, рестораны, музеи, кинотеатры, концертные площадки и другие подобные организации. В этом случае им уже не нужно было соблюдать ограничения по заполняемости залов, работе в ночные часы и т. д. Но с условием, что вход в такие заведения будет только по QR-коду.

Поначалу к таким мерам бизнес и сами волгоградцы отнеслись без особого энтузиазма, а в августе–сентябре COVID FREE зоны как-то сами собой сошли на нет, а позже их и вовсе отменили. Но не QR-коды. В конце октября по всей стране были объявлены длинные выходные, приуроченные к ноябрьским праздникам. Аккурат перед этим в Волгоградской области ввели строгие меры, связанные с использованием QR-кодов. Проездные и билеты на междугородний транспорт по области могли приобрести только имеющие коды. Также по QR-кодам начали пускать в МФЦ, театры, кинотеатры, заведения общепита, музеи, бассейны, фитнес-центры и даже непродовольственные магазины.

После ноябрьского локдауна большинство ограничительных мер сохранилось. Непривитых даже перестали отправлять в командировки, не говоря уже о входе в общественные развлекательные места. Чтобы поехать на отдых даже по России, нужно было сдать ПЦР-тест, чтобы с его результатами заселиться в отель.

Тщательные проверки QR-кодов проводились буквально в первые пару недель. Затем люди (и посетители, и сотрудники организаций, которые вынуждены их проверять) попросту устали от этого. Иные ушлые горожане искали способы обойти систему, что тоже подрывало весь смысл этой затеи.

Параллельно росло и напряжение в обществе. Доходило до абсурда — активисты «штурмовали» здание Роспотребнадзора. Да и бизнес терпел убытки из-за снижения количества клиентов. Ассоциация торговых центров даже обращалась к губернатору с просьбой об отмене QR-кодов.

Так или иначе, но свою миссию они выполнили — уровень вакцинации в регионе существенно вырос, к декабрю достигнув 80% от плана (в октябре было всего 55%). В конце года значительно улучшилась и сама ситуация с коронавирусом: упала заболеваемость, начала снижаться смертность. Но снимать или даже смягчать ограничения в Волгоградской области пока не спешат. Губернатор Бочаров заявил, что несмотря на заметные сдвиги к лучшему, расслабляться пока нельзя.

В результате на Новый год разрешили только мероприятия на открытом воздухе, но с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований. QR-коды по-прежнему действуют, фудкорты закрыты, заведениям общепита нельзя проводить банкеты и торжества, а с 23:00 до 6:00 можно работать только на вынос. Ну, а вишенкой на торте предновогодних ограничений стало напоминание главного волгоградского санитарного врача Ольги Зубаревой о запрете корпоративов.

Как долго будут сохраняться эти меры, прогнозировать трудно. В Госдуме уже приняли федеральный закон о действии QR-кодов в общественных местах — он должен действовать до 1 июня 2022 года. Пока же опасения связаны в большей степени с новым штаммом «Омикрон», который до конца всё-таки ещё не изучен. Но хочется верить, что по ходу следующего года коронавирус и всё, что с ним связано, если уж не совсем останется в прошлом, то хотя бы даст возможность жить нормальной жизнью всем без исключения.

"