Она вместила в себя такие трагические моменты, как теракты 2013 года с массовой гибелью людей, устранение нескольких криминальных авторитетов и «смотрящих» за городом, но главное - запомнилась принципом неотвратимости возмездия для преступников, когда само понятие «глухарь» для резонансных преступлений на территории Волгоградской области перестало существовать.
Генерал возглавлял волгоградский главк МВД 13 лет и может по праву называться долгожителем среди силовиков. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Кравченко не питал политических амбиций, не разменивался на мелкие интриги и был относительно лоялен ко всем губернаторам.
- Полицейский должен быть вне политики. Увольняйся и тогда примыкай к какой-то партии. Но мы стражи порядка, и наше дело соблюдать закон, а не дискутировать, - заявил новоиспеченный замминистра МВД РФ во время прощальной пресс-конференции с волгоградскими журналистами.
При Кравченко сменилось несколько губернаторов: Бровко, Боженов и Бочаров. С действующим губернатором генерал-лейтенант находится в дружеских отношениях, показателем чего были регулярные совместные поездки на Северный Кавказ, где несут службу волгоградские правоохранители.
- Можно много говорить о патриотизме и геройствовать, но Андрей Иванович единственный из губернаторов, кто ежегодно отправлялся со мной на Северный Кавказ, чтобы проверить, как несут службу наши земляки. Всего ли им хватает, какие условия. Такое внимание, безусловно, мотивирует наших бойцов, - подчеркнул Александр Кравченко.
Три теракта — в октябре 2013 года в автобусе и в самом конце того же года на железнодорожном вокзале и в троллейбусе Александр Кравченко назвал самым непростым временем за весь период службы.
- Столько мирного населения не гибло одновременно в Сталинграде со времен Великой Отечественной. Весь город погрузился в траур. Какой уж тут новый год. Ни одного фейерверка. И люди верили, что виновные будут найдены и наказаны. Президент, а он прилетел 1 января под утро, так и сказал в узком кругу – если к терактам причастны волгоградцы, все местные силовики понесут ответственность. Если нет, будем разбираться.
При этом теперь уже экс-руководитель областного ГУ МВД напрямую ни разу не оказался замешан в серьёзных скандалах, однако имеет несколько неприятных страниц в своей биографии. Например, коррупционный скандал с ростовским земляком Кирпой, который возглавлял взвод ГИБДД и чуть ли не вместе со всем его составом пошёл под суд за регулярные взятки, в 2011 году потрепал Александру Николаевичу нервы. И едва не пустил под откос расцветающую карьеру на тот момент новоиспеченного начальника ГУ МВД региона.
С тех пор разоблачение нечистых на руку полицейских если и происходило, то всегда с участием управления собственной безопасности региональной полиции. Помимо коррупции генерал-лейтенант на дух не переносит пьянство личного состава. Одна из его любимых поговорок: пьяный полицейский – бывший полицейский.
Хотя полицейские не расследуют большинство резонансных дел, например, о крупных коррупционерах, а также тяжкие преступления – убийства, изнасилования, разбои, однако оперативники МВД входят в состав следственно-оперативной группы и, безусловно, играют важнейшую роль в оперативных разработках и в поимке преступников. Иначе говоря, начальник ГУ МВД держит руку на пульсе всей криминогенной ситуации в регионе.
Волгоград в силу ряда факторов, прежде всего, большого влияния силовиков, никогда не был криминальным городом, где теневыми секторами экономики и бизнеса заправляли бы воры в законе.
Но за время службы Кравченко в Волгограде и вовсе не осталось ни одного серьезного криминального лидера. Часть из них зачистили сами себя в результате криминальных разборок (Станислав Галкин расстрелян в 26 октября 2009 года, Владимир Кадин застрелен 18 августа 2011 года, Сергей Брудный убит 21 мая 2014 года), либо же заехали на длительные сроки в колонии (Владимир Поташкин 7 лет за вымогательство, Алиетдин Махмудов 17,5 лет за организацию убийства Сергея Брудного, Виталий Брудный осужден за подготовку покушения на Поташкина к 10 годам).
К слову, фактор единоличной власти в начале и середине нулевых годов Владимира Кадина сыграл на руку силовикам. Кадин ни разу не был замечен в воровских сходках с участием известных коронованных особ криминального мира и не имел титула вора в законе. Более того, ему в заслугу ставили недопущение разгула в городе-герое этнических бандитски группировок, а также жесткое табу на наркотики и установка заслона наркотрафику через Волгоград и окрестности.
К моменту устранения Кадин успел практически бескровно прибрать к рукам бразды правления, его называли и теневым губернатором, и смотрящим за Волгоградом. Поэтому, когда он был застрелен (по одним данным в качестве «ответки» за убийство чеченского гостя в клубе Mojo, по другим - своим бывшим соратником, положившим глаз на криминальный трон), то задача силовиков упростилась – не пустить в Волгоград никого из воров законе. Тот же Анатолий Рогов неоднократно задерживался полицией стоило ему только пересечь границу Волгоградской области.
По уровню патриотической работы, которую Кравченко проводил на территории Волгоградской области, язык не поворачивается назвать его варягом. Именно по личной инициативе генерала был организован взвод регулировщиц в форме военных лет. Это начинание стало настоящим брэндом, которое отметил президент Владимир Путин, давший задание поощрить каждую из девушек.
Еще одно важное начинание – патриотическое мероприятие «Завтра была война». Акцию по инициативе волгоградских полицейских впервые провели в 2012 году. Затем она стала по-настоящему всероссийской, а на Мамаевом кургане в канун Дня памяти и скорби собираются сотрудники полиции, прокуратуры, следственного комитета, члены их семей, курсанты Волгоградской академии МВД России, кадеты полицейских классов. К слову, число последних в нашем регионе в разы больше, чем в соседних – около 3,5 тысяч юных «полицейских» кадетов.
Кравченко переезжает в Москву на должность замминистра МВД. И это не почетная пенсионная должность. От бывшего руководителя ГУ МВД по Волгоградской области ждут конкретных предложений, которые могут послужить основой, в том числе и для проведения некоторых реформ в российской полиции. Кравченко уточнил, что готовится к разговору с Колокольцевым и готов представить ряд наработок, которые успешно опробованы на волгоградской земле.
Например, это система контроля за оперативной обстановкой, которая выстроена в регионе.
Косвенно новоиспеченный замминистра развеял все слухи и предположения о своем дальнейшем карьерном росте, отвечая на вопрос корреспондента издания «НовостиВолгограда.ру».
- Ощущаете ли вы, что должность замминистра МВД – вершина вашей карьерной лестницы?
- Это супервершина. Я еду в Москву по личному приглашению министра МВД Колокольцева. Это его инициатива назначить меня на такую ответственную должность. Мне уже 63 года, но я надеюсь еще потрудиться.
Генерал-лейтенат признался, что ему непросто дастся этот переезд из города, который стал второй родиной. Где все родное, и даже есть место силы – Мамаев курган, куда в свободное от работы время можно пойти, чтобы укрепиться в силе духа или обрести вдохновение для выполнения сложных задач.
Что же касается преемника Александра Кравченко, то официально решение еще не принято. Кравченко признался, что будет давать министру МВД свои рекомендации, но решающее слово останется за Колокольцевым. По логике вещей ответственный пост можно доверить одному из условных волгоградцев (уже служивших в ГУ МВД региона), которые сейчас трудятся на высокой должности за пределами Волгоградской области. Кандидатур несколько. В числе прочих называются имена коренного волгоградца Павла Гищенко и челябинца Александра Прядко, которые являются главными полицейскими Севастополя и Архангельской области соответственно.