Конец года — традиционное время для подведения итогов. С соответствующими вопросами о проделанной работе и перспективах к главе ТПП РФ Сергею Катырину обратились журналисты канала РБК.
Каким в целом стал 2021 год для бизнеса и экономики страны? Насколько изменилась ситуация в условиях пандемии?
Я хочу сказать, что за эти два года пандемии и ментальность наша поменялась. Причем во всем мире. Хотя срок небольшой, но тем не менее это действительно произошло. Потому что по-другому стали относиться к цифре. Если раньше модно было говорить о цифре, то сейчас без нее работать невозможно. Также изменился подход к тому, каким образом вообще стали вырабатываться решения. Мне кажется, достойно проявило себя правительство в первый период, когда самая острая фаза была. Тогда очень быстро принимались решения и, что самое главное, они очень быстро воплощались в жизнь. Было понимание того, насколько острая ситуация складывается в стране и насколько необходимо быстро надо реагировать. Мне кажется, именно поэтому глубина падения нашей экономики в этот период оказалась не столь критичной, как во многих странах.
Мы поддержали не только бизнес, но и население. Это позволило сохранить, может не самую высокую, но его покупательную способность, за которой следует и сама экономика. Ведь если никто не покупает, то для кого производить? Это две взаимосвязанные вещи. Это второй положительный фактор.
Третье, что бы я отметил, это постоянный диалог правительства с предпринимательским объединением. Я сейчас говорю про Торгово-промышленную палату. Не только каждый день, но и ежечасно работали над какими-то предложениями совместно с профессиональным бизнес-сообществом. Они касались и отраслевого разреза, и общеэкономических проблем. Такого количества онлайн-вебинаров у нас никогда в Палате не было — несколько раз в день проходили, нарабатывали решения, передавали в правительство. По итогам мы видели, что большая часть тех предложений, которые мы формулируем, находила отражения в решениях, в документах правительства, в законопроектах, которые вносились, и в законах, которые принимались.
Мы очень напряженно работали. К нам обратились за консультациями 120 тысяч предпринимателей. По всей России во всех ТПП работали «горячие линии» по внешним и внутренним форс-мажорам. Порядка 80 тысяч обращений поступило только по внутреннему форс-мажору. И мы выдали 6 тысяч документов. Несмотря на такую впечатляющую цифру, к нам не было претензий с точки зрения, что неоправданно выдан документ.
Какие изменения в 2021 году претерпели малый и семейный бизнес?
Семейный бизнес оказался самым устойчивым. Он практически не распался, не исчез, в общем, сохранился. А вот малый бизнес — да, потери понес. Но я хочу сказать, что этот год мы активно восстанавливались. У нас по сравнению с ноябрем 2020 года малых предприятий стало на 110 тысяч больше. А если вспомнить, что у нас стало 3,5 миллиона самозанятых, то этот год дал неплохой результат.
Торгово-промышленная всегда боролась с коррупцией. Как эта работа велась в 2021 году?
Мы уже несколько лет проводим так называемый «Бизнес-барометр коррупции». В проекте участвует не только бизнес, но и представители администраций. Всего порядка двух тысяч участников. Их точка зрения не всегда совпадает с мнением бизнеса. Но это хорошее средство, показатель, который дает пищу для размышлений. Мы всегда знакомим с ним депутатов Госдумы, губернаторов, министров, чтобы они имели представление, что бизнес думает о том, как мы боремся с коррупцией. Надо понимать, что это явление, которое серьезно тормозит экономику, существует во всем мире. В год порядка 1 триллиона долларов расходится на взятки. Недаром ООН учредила Всемирный день борьбы с коррупцией. Мы в силу своих возможностей тоже боремся.
Что вы ждете от экономики 2022 года, и что будет предлагать Торгово-промышленная палата?
Надеюсь, что все-таки обуздаем эту пандемию, и 2022 год будет достаточно успешным. Достигать высоких показателей будет трудно. Но, полагаю, все основания для роста ВВП у нас есть. Тем более, что у нас есть самый главный ресурс — человеческий. Потенциал огромный. Команда, я считаю, сложилась хорошая и в Правительстве, и в Государственной Думе, куда пришло много новых людей, и в Совете Федерации. Мне кажется, есть с кем выполнять намеченные программы. Есть цель, обозначенная президентом, приоритеты наши, над чем надо работать.
Недавно экспортный центр провел форум «Сделано в России». Он показал, что у нас есть огромное количество предприятий, которые с нетрадиционными вещами начинают выходить на рынок, и с которыми Россия, в принципе, может доминировать в мире. Это, к примеру, обучение детей цифре. Одна из наших компаний работает в нескольких десятках стран. Она подводит детей поэтапно к пониманию всех этих вопросов. Интересную презентацию показала и компания, которая создает искусственное мясо, искусственное молоко. И это одна из перспективных ниш, которые может Россия занять. У нас все-таки антикоронавирусная вакцина хорошо расходится по всему миру. Я думаю, это тоже дает экономический результат. Так что перспективы есть в разных направлениях. Конечно, побольше бы ресурсов, более дешевых и длинных денег для предпринимателей, тогда нам бы удалось быстрее двигаться.
Какие проекты будет развивать Торгово-промышленная палата в следующем году?
Есть темы, над которыми мы работали и будем работать. Это неналоговые платежи, которые в Налоговый кодекс не входят, но обязательно, как и налоги, регулярно взимаются. Также мы еще не добились принятия закона о семейном бизнесе, о котором говорим, но пока не все нас в этом плане поддерживают. Конечно, у нас есть ряд законодательных инициатив. Перед нами стоит много задач, которые надо решить. Предполагаю, что нам придется напряженно работать, как всегда.
Большое спасибо за интервью и с наступающим Новым годом.